Через несколько дней крымчане станут полноценными островитянами: обменяв украинские номера на российские, они больше не смогут въезжать на материковую Украину. Вряд ли их пропустят в другие страны, поскольку российский статус полуострова признают разве что в Зимбабве и Северной Корее. Останется курсировать по российскому бездорожью, открывая для себя старую-новую родину. Однако, для очень многих жителей полуострова, у которых на материке остались родственники, российская перерегистрация звучит как приговор.
Замена автомобильных номеров: правовой аспект
Присоединив Крым в 2014 году, Россия обещали крымчанам безболезненный переход в российское правовое поле, в том числе, и в сфере регистрации автомобильного транспорта. Буквально с первых же дней аннексии в Крыму начали выдавать номера российского образца. И хотя номерных знаков для Крыма и Севастополя еще не было, всем желающим раздавали номера Московского региона с тремя семерками. В дальнейшем было объявлено, что крымские автомобилисты должны будут на протяжении переходного периода, сроки которого постоянно сдвигались, осуществить перерегистрацию транспортного средства по российскому законодательству.
Однако, несмотря на обещанную бесплатную перерегистрацию, число желающих сменить номера не росло рекордными темпами – автомобили с номерами АК и СН продолжали курсировать автомобильными дорогами полуострова. К тому же у оккупантов не было точной информации относительно количества зарегистрированных в Крыму автомобилей, поскольку сразу же после аннексии Украина закрыла доступ к электронным базам. В итоге оккупационные власти предоставляли противоречивые данные о количестве перерегистрированных авто. Так, “министр” финансов Крыма озвучил цифру в 20% в мае 2015 года, а “глава ГИБДД” в Крыму в ноябре заявил о 83% российских авто на полуострове. Учитывая, что особых очередей в летний период не наблюдалось, сложно поверить, что 60% автолюбителей незаметно сменили номера.
Наконец, 31 октября 2015 года в РФ было принято Постановление правительства №1171, обязывающее крымчан с российскими паспортами провести перерегистрацию автомобилей до 1 апреля 2016 года. С этой даты автомобили с украинской регистрацией будут считаться иностранными транспортными средствами со всеми вытекающими последствиями. Нарушителям пригрозили административной ответственностью – штрафами от 500 до 5000 рублей (170-1700 грн), лишением прав или даже конфискацией автомобиля.
Недовольные такими решениями, которые противоречили не только обещаниям федеральных властей, но и самому федеральному законодательству (Федеральному Конституционному Закону о принятии в состав РФ Крыма… от 21 марта 2014 года), устанавливающий бессрочность действия украинских документов, крымчане решили обжаловать действия властей в суде. Однако Верховный суд РФ подтвердил правомочность замены автономеров.
Очереди за автомобильными номерами
Несмотря на заверения оккупационных властей о том, что на полуострове осталось не так много машин с украинской регистрацией, с начала 2016 года, когда стало ясно, что замены номеров не избежать, крымские водители стали штурмовать МРЭО. В Симферополе очередь растянулась на несколько километров, а водители вынуждены были проводить в ожидании техосмотра и получения новых документов несколько суток. Предприимчивые крымчане тут же наладили прибыльный бизнес, продавая за 3-5 тысяч рублей место в очереди.
Для ускорения работы регистраторов в МРЭО отменили электронные очереди. Однако число желающих сменить номера не сокращалось. Тогда по требованию местной “прокуратуры” увеличили число сотрудников, занимающихся регистрацией, а сами МРЭО перевели на круглосуточный режим работы. Но и это не помогло – очереди не сократились. “Власти” поняли, что их подсчеты оказались неверными и до 1 апреля, работая даже 24 часа в сутки, осуществить перерегистрацию транспорта не удастся. Тогда крымский “прокурор” Наталья Поклонская пошла на “крайние меры” и пообещала, что в течение трех месяцев ГИБДД не будет штрафовать тех, кто не успел перерегистрировать автомобиль. Иными словами негласно замену номеров продлили до 1 июля 2016 года.
Автомобильные номера для крымчан-отказников
Если для тех, кто с радостью или скрепя сердце, взял российский паспорт, ситуация с заменой номеров выглядит достаточно понятно, то те жители полуострова, которые в 2014 году отказались от российского гражданства и получили позже вид на жительство (ВНЖ), столкнулись с гораздо более серьезными проблемами.
Теоретически они, как иностранцы, имеют право временно (на срок до 1 года) ввозить в РФ автомобиль для личного пользования. Так гласит Таможенный кодекс Таможенного союза, куда наряду с Россией входят еще Беларусь и Казахстан. Однако, в правовом поле России лица, получившие ВНЖ, рассматриваются как российские физические лица, а, значит, они не имеют права на беспошлинный ввоз иностранного транспортного средства. Не могут они ввести на льготных условиях как переселенцы по госпрограмме или те, кто приехал в Россию на постоянное местожительство (ПМЖ).
Ведь в случае с Крымом ситуация как раз обратная – это не крымчане переехали в РФ, это Россия пришла на ПМЖ на полуостров, создав невыносимые условия жизни для крымчан.
В итоге для жителей Крыма с ВНЖ остается один легальный вариант: ввоз автомобиля и постановка на учет с уплатой таможенной пошлины, которая в России может превышать даже стоимость самого автомобиля. Например, для машины возраста 3-5 лет с объемом двигателя в 1.5 куб см пошлина составит не менее 4000 долларов.
В местных МРЭО что делать с “отказниками” тоже точно не знают. Пока устно обещают оформлять временный ввоз, но на какой срок – три месяца или год, пока тоже неизвестно. Хотя люди рады любой отсрочке. Непонятно также, нужно ли будет уплачивать депозит – залоговую стоимость, по сути, равную таможенной пошлине.
“Приехали в местное МРЭО, там ничего не знают, стали звонить в Симферополь. Там пояснили, что нам (отказникам – ред.) невозможно просто заменить номера на российские. Нужно оформить ввоз машины на весь срок ВНЖ, оплатив таможенную пошлину. А вообще они ничего не знают и сочиняют на ходу”, – делятся в социальных сетях крымчане.
В таких условиях многие автовладельцы стараются вывезти автомобиль на материк и, если есть возможность, оставить на хранение у родных-знакомых, чтобы в дальнейшем иметь возможность ездить по Украине. Второй вариант, который с начала года стал популярен – продажа автомобиля с крымской регистрацией на материке.
В Украине только сейчас задумались над тем, смогут ли крымские авто с российской регистрацией въезжать на материк или же крымчане окончательно превратятся в островных жителей. И ответа на этот вопрос пока не нашли. Как бы там ни было, через несколько месяцев украинских номерных знаков серии АК или СН почти не останется на полуострове – за редким исключением тех, кому повезет оформить временный ввоз автомобиля.
Ольга Ефимова
для “Под прицелом”