В марте минуло два года с момента аннексии Крыма Россией. Эти 24 месяца кардинально изменили жизнь крымчан: проблемы с водой и электричеством вернули жителей полуострова в пещерный век, вхождение в российское правовое поле стало серьезным испытанием – очереди в различные инстанции забирают львиную долю времени у крымчан. Бесплатная российская медицина на деле оказалась малоэффективной, а услуги платных эскулапов возросли в разы. При этом большие зарплаты и пенсии были такими ровно до тех пор, пока на полуострове действовали украинские цены. Тем не менее, Россия продолжает активно присоединять оккупированный Крым к своим владениям. Как складываются отношения между Украиной и полуостровом?
Крымский вопрос в законодательном поле
За два года аннексии Крыма в Украине было принято несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения с оккупированным Россией полуостровом.
Первым таким документом стал Закон “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины”, принятый 15 апреля 2014 года – почти сразу после аннексии полуострова Россией. В соответствии с ним, территория полуострова была объявлена неотъемлемой частью Украины, которую временно оккупировала Российская Федерация. Украина отказалась признавать оккупационные власти Крыма, принимаемые ими решения и выдаваемые документы.
Хозяйственные аспекты взаимоотношений с оккупированным Крымом были прописаны в Законе “О создании свободной экономической зоны “Крым” и особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины” от 12 августа 2014 года. Данным документом граждан Украины, имеющих крымскую регистрацию, освободили от уплаты налогов и наделили статусом нерезидентов, что значительно осложнило и без того несладкую жизнь вынужденных переселенцев, которыми стали крымчане, покинувшие полуостров. Им отказывали в открытии банковских счетов, выдаче зарплатных карт и проведении других операций, на которые не имеют права неграждане Украины.
Поставка товаров в Крым стала осуществляться на основе таможенных процедур через соответствующие пункты пропуска. Товары, произведённые в Крыму, согласно закону, могут экспортироваться с другие страны только при наличии украинского сертификата соответствия.

Акция вынужденных переселенцев, Киев, 2014
Защитить права крымских переселенцев призван был принятый 20 октября 2014 года Закон “Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц”. Согласно ему, Украина обязуется использовать все возможные меры для соблюдения комплекса прав вынужденных переселенцев (по закону они именуются внутренне перемещенными лицами или ВПЛ – ред.), включая права на образование, пенсионное обслуживание и социальное страхование. Для реализации прав ВПЛ вводился специальный механизм их регистрации на подконтрольной Украине территории.
Принятием ряда поправок к действующим законам Украины в 2016 году крымчанам несколько упростили процедуру получения документов украинского образца – свидетельств о рождении и смерти. Законом абитуриентам с оккупированных территорий гарантировали введение квот при поступлении в вузы и процедуры аттестации для тех, кто уже получил дипломы о высшем образовании на неподконтрольных Украине территориях.
Система взаимодействия с оккупированными территориями
Практически с первых дней оккупации Крыма, в ответ на действия самопровозглашенной власти полуострова, на автомобильных въездах в Крым с украинской стороны были размещены контрольно-пропускные пункты. Украинские пограничники начали проверять документы в поездах, которые еще курсировали на полуостров. В дальнейшем временные КПП превратились в постоянные, а Крым все больше стал отдаляться от материковой Украины.

“Вежливые люди” в аэропорту Симферополя, февраль 2014
27 декабря 2014 года “Укрзалізниця” приостановила железнодорожное сообщение с полуостровом. Авиасообщение между материком и Крымом было прервано еще в феврале с захватом “зелеными человечками” крымских аэропортов. В декабре 2014 была приостановлено автобусное сообщение с Крымом.
После принятия Закона об оккупированных территориях в отношении ввозимых из Крыма товаров стали действовать таможенные процедуры: ввели лимит на ввоз на материк валюты, алкогольной продукции и лекарственных препаратов.
В июне 2015 года, с большим опозданием, Кабмином Украины был принят “Порядок въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее”. Согласно документу, въезд на временно оккупированную территорию Крымского полуострова осуществляется только через контрольные пункты въезда-выезда (КПВВ) “Чонгар”, “Каланчак” и “Чаплынка”. Граждане Украины имеют право свободного въезда/выезда на полуостров на основе украинских удостоверений личности (обычного, заграничного, служебного или дипломатического паспорта, удостоверений моряка или члена экипажа и др.). Детям до 16 лет помимо проездного документа (загранпаспорта) нужно было иметь нотариально заверенное согласие родителей на поездку ребенка, то есть, по сути, используется механизм пересечения государственной границы.

Контрольный пункт въезда-выезда на админгранице с Крымом
Жесткий пропускной режим ввели также для иностранцев, которые могут попасть на оккупированный полуостров только на основании специального разрешения, выданного Государственной миграционной службой. Впоследствии для иностранных журналистов и представителей общественных организаций порядок въезда несколько упростили, однако он остался довольно сложным. Нарушение данного “Порядка” и визиты, например, через Москву влекут за собой уголовное преследование в Украине. Несколько европейских политиков уже получили запрет на въезд в страну от СБУ за игнорирование украинских правил посещения временно оккупированных территорий.
На фоне гражданской блокады полуострова, Кабмин Украины в декабре 2015 года принял Постановление №1035, которым полностью остановил торговлю с оккупированным полуостровом. В частности, на территорию Крыма можно ввозить и вывозить с нее не более 50 кг социально значимых продуктов (хлеб, макароны, крупы, молочная продукция, мясо и сало) общей стоимостью до 10 000 грн. Исключение составляют стратегические товары (по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Украины) и гуманитарная помощь.
(Продолжение следует)