Список “террористов”: Как Россия ущемляет финансовые права проукраинских крымчан

Аналізуй, Політика, Суспільство

Среди множества неправомерных ограничений и системных нарушений прав человека по политическим мотивам в Крыму появилось новое ограничение – так называемый “Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму”.  Такой перечень формирует Федеральная служба по финансовому мониторингу России (Росфинмониторинг) и публикует на своем сайте.

СеменаВ контексте Крыма об этом списке заговорили после того, как украинский журналист Николай Семена попал в данный реестр.

19 апреля в Симферополе в доме журналиста  прошел обыск в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по признакам части 2 статьи 280.1 УК РФ – Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть интернет). По версии ФСБ России, Николай Семена является автором публикации, размещенной на сайте “Крым.Реалии”, в которой он “призывал” к проведению в отношении Крыма изоляционных мероприятий, включающих боевые операции. Данное дело под личный контроль взяла “прокурор” Крыма Поклонская.

Статьи 280.1 УК РФ, которую также называют “статьей за сепаратизм”, крайне политизированная, не имеет юридической точности, позволяет применять ее избирательно. Многие правозащитники считают эту новую уголовную статью специально созданным инструментом для преследования всех несогласных с действиями России в Крыму.

Таким образом, Николай Семена попал под следствие и стал “невыездным”, поскольку ему вручили подписку о невыезде. Однако кроме этого он столкнулся и с новыми проблемами – его внесли в “список экстремистов и террористов” Росфинмониторинга. Там же оказались и другие крымчане, среди которых журналисты, активисты, народные депутаты Украины. Какие именно последствия влечет за собой этот список?

В современных реалиях попасть в этот список не сложно, даже не обязательно быть признанным виновным в экстремизме или терроризме. Включают в перечень, если вступил в силу приговор российского суда о признании человека виновным по террористическим и экстремистским статьям Уголовного кодекса России или по ст. 15.27.1 КоАП РФ “Оказание финансовой поддержки терроризму”.

Однако кроме приговора есть множество других оснований для навешивания ярлыка террориста или экстремиста на человека. Например, достаточно для этого процессуального решения о признании гражданина подозреваемым или постановления следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого по террористической или экстремистской статье. Так произошло в случае с Николаем Семеной.

В такой способ в России нарушается презумпция невиновности, ведь даже в рамках российской правовой системы вина человека не доказана, а он уже публично, на открытом сайте Росфинмониторинга обозначен как экстремист или террорист. 

банкоматПеречень Росфинмониторинга касается только финансовых и имущественных ограничений в отношении указанных в нем людей. Финансовые, банковские, кредитные организации в отношении таких граждан имеют право приостановить пользование их счетами, отклонить денежные операции, отказать в обслуживании клиента. Люди, включенные в данный список, могут только осуществлять операции по получению и расходованию заработной платы в размере не более 10 000 рублей в месяц из расчета на каждого члена семьи. Они могут расходовать пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты, также с этих денег они вправе оплачивать штрафы или обязательные платежи.

Все действия людей, включенных в данный список, относительно денежных средств или имущества находятся под постоянным контролем соответствующих органов и служб.

Кроме того, сведения о людях из перечня Росфинмониторинга доводятся до адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. Поэтому людям из этого списка крайне сложно получить вышеуказанные услуги, поскольку мало кто захочет работать с человеком, который значится как экстремист или террорист.

Безусловно, ряд финансовых ограничений целесообразен, если речь идет о реальных террористах или террористических организациях, которые получают деньги для организации терактов. Однако практика в Крыму совсем иная, многие люди (Николай Семена, Анна Андриевская и другие), включенные в перечень Росфинмониторинга, никакого отношения к преступной деятельности не имеют. Они высказывали свое мнение, которое противоречит позиции Кремля, или участвовали ранее в Евромайданах, что является нормальным и законным для гражданина Украины. Однако теперь, в первую очередь, тем, кто остается в Крыму, помимо того, что их уголовно преследуют по сфабрикованным делам, им еще нужно каким-то образом выживать в условиях повсеместных ограничений.

Перечень Росфинмониторинга далеко не последний механизм ограничений и преследований граждан Украины в Крыму, которых де-факто власти так настойчиво пытаются называть “террористами” или “экстремистами”. И такие списки, скорее всего будут только расти. Недавний “антитеррористический пакет” в России увеличил количество террористических и экстремистских статей, упростил применение этих статей для политических целей власти, расширил полномочия силовых структур. Это говорит о том, что проукраинские жители Крыма снова окажутся под уголовным или административным преследованием за свою позицию.

Ольга Скрипник,

координатор Крымской правозащитной группы

Схожі новини:

Коментарі