О свободной экономической зоне Крыма, перспективах иностранных инвестиций в развитие Крыма, а также о переходном периоде на полуострове в беседе с телеведущим Александром Янковским в эфире СК говорит крымский политолог Владимир Егоров.
Владимир, сначала закон о свободной экономической зоне Крыма был принят Украиной, следом такой закон приняла и Российская Федерация. Как вы считаете, почему происходит подобная зеркальность?
Я бы не назвал это зеркальностью. У этих документов разные цели. Украина принятием этого закона пыталась защитить права крупного бизнеса в Крыму, чтобы каким-то образом легализовать поставки основных предприятий, которые заинтересованы в работе с Крымом. Это был лоббистский закон. Российский документ имеет больше политическое значение. Понятно, что повлиять на экономическую ситуацию в Крыму сейчас, кроме, как дотациями, невозможно. Все представления крымской власти о быстром построении супер территории, на которую побегут инвестиции, не оправдались. Поэтому появился этот документ, чтобы предоставить льготы тому бизнесу, который придет в Крым.
В законе написано, что льготы получит бизнес, который вложит в инвестиционные проекты на территории Крыма от 30 миллионов рублей, а для малого бизнеса от 3 миллионов рублей. 30 миллионов рублей совсем недавно были одним миллионом долларов. Много ли найдется желающих вложить в территорию, которая не признана ни одним государством, кроме РФ, хотя бы миллион долларов?
Начнем с того, что это больше будет касаться тех, кто сейчас находится в Крыму. То есть тех депутатов, которые накопили средства, когда Крым был под украинской протекций. Теперь они будут пытаться ситуативно вложиться в тот или иной бизнес. Они смогут получить налоговые каникулы. Ждать инвестора со стороны в Крыму в нынешних правовых и политических условиях абсурдно. Также Кремль может дать команду российскому бизнесу вложить деньги в Крым. Все заявления крымского правительства о быстром успехе и помощи Москвы оказались нереальны. К строительству обещанного моста так никто и не приступил. Все крупные корпорации тем или иным образом видят свое будущее в сотрудничестве с Европой, с мировыми корпорациями. Если они начнут строить этот мост, они попадут под санкции. Соответственно, никто не берется за эту работу. Кроме того, это проект не одного года. Это стройка на десятилетия. Более того, Россия только пережила свою олимпиаду, нынешние потери в экономике говорят о том, что государство не потянет строительство этого моста.
Почему правительство РФ не поменяло правительство Аксенова в Крыму? Почему на полуострове не поставят людей, которые способны эффективно работать?
Когда Россия будет чувствовать уверенность в том, что Крым действительно часть ее территорий, тогда Аксенова и заменят, как неэффективного менеджера. Кремль сейчас действует по принципу «Крымом управляют крымчане». Жители Крыма будут спрашивать за все происходящее не с Путина, а с Аксенова, с его многочисленных замов и министров. Так как они голосовали за них на выборах, а не за конкретно Путина.
1 января 2015 года в Крыму официально заканчивается переходный период. Можно сказать, что он действительно закончился?
Я думаю, что переходный период будет продолжаться еще очень долго. Еще не все чиновники поняли все нюансы российского законодательства.
Когда крымчане начнут выражать недовольство? Что должно произойти, чтобы они поменяли свое мнение относительно РФ?
Мнение уже меняется, не так быстро, как хотелось бы, но меняется. Сначала это мнение у них будет преобладать только на кухнях, как в советском прошлом, когда все главные политические разговоры велись за кухонным столом. Сейчас они делятся мнением только с людьми, которым доверяют. Потом, если ситуация будет ухудшаться, а она ухудшается, потому что люди лишаются привычной зоны комфорта, уровень недовольства вырастет к февралю-марту. Если сравнить зиму 2013 и 2014 годов, то в Крыму ничего не поменялось. Крымчане за это время не стали россиянами по правам и возможностям.