В марте минуло два года с момента аннексии Крыма Россией. Эти 24 месяца кардинально изменили жизнь крымчан: проблемы с водой и электричеством вернули жителей полуострова в пещерный век, вхождение в российское правовое поле стало серьезным испытанием – очереди в различные инстанции забирают львиную долю времени у крымчан. Бесплатная российская медицина на деле оказалась малоэффективной, а услуги платных эскулапов возросли в разы. При этом большие зарплаты и пенсии были такими ровно до тех пор, пока на полуострове действовали украинские цены. Тем не менее, Россия продолжает активно присоединять оккупированный Крым к своим владениям. Как складываются отношения между Украиной и полуостровом?
Крымский вопрос в законодательном поле
За два года аннексии Крыма в Украине было принято несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения с оккупированным Россией полуостровом.
Первым таким документом стал Закон “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины”, принятый 15 апреля 2014 года – почти сразу после аннексии полуострова Россией. В соответствии с ним, территория полуострова была объявлена неотъемлемой частью Украины, которую временно оккупировала Российская Федерация. Украина отказалась признавать оккупационные власти Крыма, принимаемые ими решения и выдаваемые документы.
Хозяйственные аспекты взаимоотношений с оккупированным Крымом были прописаны в Законе “О создании свободной экономической зоны “Крым” и особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины” от 12 августа 2014 года. Данным документом граждан Украины, имеющих крымскую регистрацию, освободили от уплаты налогов и наделили статусом нерезидентов, что значительно осложнило и без того несладкую жизнь вынужденных переселенцев, которыми стали крымчане, покинувшие полуостров. Им отказывали в открытии банковских счетов, выдаче зарплатных карт и проведении других операций, на которые не имеют права неграждане Украины.
Поставка товаров в Крым стала осуществляться на основе таможенных процедур через соответствующие пункты пропуска. Товары, произведённые в Крыму, согласно закону, могут экспортироваться с другие страны только при наличии украинского сертификата соответствия.
Защитить права крымских переселенцев призван был принятый 20 октября 2014 года Закон “Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц”. Согласно ему, Украина обязуется использовать все возможные меры для соблюдения комплекса прав вынужденных переселенцев (по закону они именуются внутренне перемещенными лицами или ВПЛ – ред.), включая права на образование, пенсионное обслуживание и социальное страхование. Для реализации прав ВПЛ вводился специальный механизм их регистрации на подконтрольной Украине территории.
Принятием ряда поправок к действующим законам Украины в 2016 году крымчанам несколько упростили процедуру получения документов украинского образца – свидетельств о рождении и смерти. Законом абитуриентам с оккупированных территорий гарантировали введение квот при поступлении в вузы и процедуры аттестации для тех, кто уже получил дипломы о высшем образовании на неподконтрольных Украине территориях.
Система взаимодействия с оккупированными территориями
Практически с первых дней оккупации Крыма, в ответ на действия самопровозглашенной власти полуострова, на автомобильных въездах в Крым с украинской стороны были размещены контрольно-пропускные пункты. Украинские пограничники начали проверять документы в поездах, которые еще курсировали на полуостров. В дальнейшем временные КПП превратились в постоянные, а Крым все больше стал отдаляться от материковой Украины.
27 декабря 2014 года “Укрзалізниця” приостановила железнодорожное сообщение с полуостровом. Авиасообщение между материком и Крымом было прервано еще в феврале с захватом “зелеными человечками” крымских аэропортов. В декабре 2014 была приостановлено автобусное сообщение с Крымом.
После принятия Закона об оккупированных территориях в отношении ввозимых из Крыма товаров стали действовать таможенные процедуры: ввели лимит на ввоз на материк валюты, алкогольной продукции и лекарственных препаратов.
В июне 2015 года, с большим опозданием, Кабмином Украины был принят “Порядок въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее”. Согласно документу, въезд на временно оккупированную территорию Крымского полуострова осуществляется только через контрольные пункты въезда-выезда (КПВВ) “Чонгар”, “Каланчак” и “Чаплынка”. Граждане Украины имеют право свободного въезда/выезда на полуостров на основе украинских удостоверений личности (обычного, заграничного, служебного или дипломатического паспорта, удостоверений моряка или члена экипажа и др.). Детям до 16 лет помимо проездного документа (загранпаспорта) нужно было иметь нотариально заверенное согласие родителей на поездку ребенка, то есть, по сути, используется механизм пересечения государственной границы.
Жесткий пропускной режим ввели также для иностранцев, которые могут попасть на оккупированный полуостров только на основании специального разрешения, выданного Государственной миграционной службой. Впоследствии для иностранных журналистов и представителей общественных организаций порядок въезда несколько упростили, однако он остался довольно сложным. Нарушение данного “Порядка” и визиты, например, через Москву влекут за собой уголовное преследование в Украине. Несколько европейских политиков уже получили запрет на въезд в страну от СБУ за игнорирование украинских правил посещения временно оккупированных территорий.
На фоне гражданской блокады полуострова, Кабмин Украины в декабре 2015 года принял Постановление №1035, которым полностью остановил торговлю с оккупированным полуостровом. В частности, на территорию Крыма можно ввозить и вывозить с нее не более 50 кг социально значимых продуктов (хлеб, макароны, крупы, молочная продукция, мясо и сало) общей стоимостью до 10 000 грн. Исключение составляют стратегические товары (по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Украины) и гуманитарная помощь.
(Продолжение следует)