Прошел год с того момента, как переселенцы из Крыма на своем первом Всеукраинском съезде приняли, очевидно, исторический документ: обращение к органам высшей власти страны с требованием обеспечить права вынужденно перемещенных лиц. Чего удалось достичь за год, а что из требуемого так и осталось невыполненным? Какие проблемы украинская власть решила отложить «на потом»?
Первый Всеукраинский съезд переселенцев из Крыма состоялся 23 мая 2014 года в Киеве. По результатам съезда его участники приняли ряд важных документов с предложениями и требованиями по легализации статуса и действий вынужденно перемещенных лиц на материковой Украине и требования к государственной власти повлиять на их судьбу. Кстати, и само утверждение термина «вынуждено перемещенные лица» также инициировали на этом историческом съезде.
Свои требования переселенцы адресвали президенту Украины, депутатам Верховной Рады, премьер-министру и Кабинету министров, Национальному банку Украины и органам местного самоуправления. Но, по порядку.
Президент Украины
К Петру Порошенко у переселенцев было всего одно требование: признать законопроекты, касающиеся вынужденно перемещенных лиц, приоритетными и подать их на рассмотрение до окончания четвертой сессии Верховной Рады седьмого созыва.
До сентября 2014 года на рассмотрение законодательным органом и президентом подано 8 законопроектов, касающихся обеспечения прав вынужденно перемещенных лиц, большинство из которых были отклонены после начала работы Верховной Рады восьмого созыва.
Среди этих законодательных инициатив: Проект Закона об обеспечении прав и свобод граждан внутренне перемещенных лиц (зарегистрирован 3 июня); Проект постановления об обеспечении доступности получения высшего образования абитуриентами из Луганской и Донецкой областей (16 июня); Проект Закона Украины о правовом статусе лиц, которые вынуждены покинуть места проживания в результате временной оккупации Автономной Республики Крым и г. Севастополя и обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Украины (19 июня, ветирован президентом); Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных как дополнительное благо налогоплательщиками, которые являются пострадавшими в результате проведения боевых действий, военных операции, переселились из оккупированной территории, с территории, на которой проводятся боевые действия или военные операции (17 июня); Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины “О Кабинете Министров Украины” (относительно обязательности образования Министерства по вопросам Крыма и временных переселенцев Украины) (21 июля); Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины “О дошкольном образовании” (относительно возможности удовлетворения потребностей переселенцев и комплектации групп дошкольного учебного заведения) (30 июля); Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно освобождения от налогообложения доходов в виде гуманитарной, благотворительной, технической помощи, полученных внутренне перемещенными лицами) (28 августа); Проект Закона о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно уменьшения срока временного хранения товаров гуманитарной помощи для внутренне перемещенных лиц) (28 августа), Проект закона об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц (28 августа).
«Определить законопроекты, обеспечивающие реализацию прав и свобод вынужденных переселенцев из Крыма, как приоритетные и подать их на рассмотрение в качестве первоочередных в целях оперативного принятия законов в целом до завершения работы текущей сессии Верховной Рады Украины», – сказано в обращении переселенцев на первом съезде.
Законопроекты, регулирующие поднятые переселенцами вопросы, были достаточно оперативно подготовлены (в том числе и самими переселенцами), но рассмотрение и принятие их активно затягивалось Верховной Радой, что, однако, не помешало Верховной раде 7-ого созыва под конец каденции принять главный закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц».
Верховная Рада
Итак, первый условный блок требований к депутатам касался урегулирования статуса переселенцев и создания механизма защиты прав, свобод и социальной реабилитации ВПЛ.
Переселенцы хотели льготного предоставления земельных участков, права на получение дотаций и льготных долгосрочных кредитов, внесения изменений в законодательство, которые позволили бы вносить информацию о месте проживания в справку переселенца, а не во внутренний украинский паспорт.
Льготы по предоставлении земельных участков и долгосрочных кредитов были утверждены в законе «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц».
Верховная Рада приняла этот закон (законопроект в Раде от 28 августа) 249 голосами со второй попытки 20 октября, а президент подписал его 19 ноября 2014 года. На тот момент, когда в Украине, по данным ГосЧС, уже насчитывалось 436 тысяч переселенцев из Крыма и с Востока страны (данные по состоянию на 26 октября).
Второй блок требований касался представительства переселенцев в государственных органах власти. Так, на съезде требовали: включать переселенцев в состав рабочих групп при комитетах Верховной Рады Украины, работающих над соответствующими законопроектами; создать Комитет ВРУ по вопросам АРК; рассмотреть законодательный механизм проведения осенью 2014 внеочередных выборов в ВР Крыма и выборов Севастопольского городского совета; создать экспертную межфракционную группу по защите граждан Украины в Крыму от российских претензий.
По результатам года работы Верховной Радой не было учтено ни одно из этих требований переселенцев. На сегодняшний день вопросами Крыма от украинской власти занимаются межфракционное депутатское объединение «Крым» (созданное 4 декабря 2014 года), Государственная служба по вопросам Крыма (от 17 июля 2014 года) и Государственное предприятие «Крымский дом» (от 16 мая 2014 года). Однако их эффективность, в частности, «Крымского дома», весьма сомнительна.
Кстати, создание свободной экономической зоны в Крыму также было одним из пунктов прошлогоднего обращения переселенцев, который, пожалуй, был быстрее всего осуществлен (создание СЭЗ от 12 августа 2014 года), однако его реализация вызвала больше вопросов, чем одобрения.
Кабинет министров Украины
Гораздо больше за год работы было сделано Кабинетом министров. Так, был создан исполнительный орган, занимающийся вопросами Крыма (Госслужба), «Крымский дом», обеспечено временное проживание части переселенцев с частичной оплатой государством аренды жилья.
Также возобновили работу некоторые крымские органы власти и правоохранительные органы на территории материковой Украины, был организован учет переселенцев путем регистрация переселенцев и выдача им справок с указанием места проживания без смены прописки в паспорте. Однако, приоритетность справки с указанием места проживания по сравнению с адресом в паспорте должным образом не прописали, из-за чего переселенцы все же столкнулись с необходимостью получать временную, а то и постоянную регистрацию места жительства на материке (с соответствующим штампом в паспорте) для решения многих вопросов.
Кабмин обратился к международным организациям с просьбой о предоставлении помощи переселенцам, обеспечил возможность дистанционного окончания школы для детей из Крыма с возможностью дальнейшего поступления в ВУЗы Украины.
Среди невоплощенного Кабмином – печать и передача учебников на территорию оккупированного полуострова. Однако вопрос целесообразности таких действий в условиях тотального контроля и давления на проукраински настроенное населения Крыма остается открытым.
Также правительство не взялось сохранить бюджетные рабочие места для всех переселенцев, ранее работавших в этой сфере. Вполне возможно, что таких рабочих мест в нужном количестве в Украине просто нет.
Национальный банк
К НБУ у переселенцев было, фактически, две просьбы: заставить банки разблокировать счета крымчан и позволить им не платить проценты по кредитам и штрафные санкции, пока полуостров остается в оккупации.
Здесь сложилась интересная ситуация. Нацбанк принимал три постановления, касающиеся переселенцев, два из которых не то, что не выполняли требований крымчан, но прямо им противоречили.
Так, постановлением НБУ №699 от 3.11.2014 года все лица, имеющие крымскую прописку, признаются нерезидентами Украины, то есть, фактически, иностранцами, что влияет на их отношения с банками, в частности, в сфере кредитования. Все счета крымчан были заблокированы. После принятия постановления правозащитники оспаривали его в судах.
Немного позже, 20 ноября 2014 года, было принято постановление НБУ №810. Согласно этому документу, все крымчане, имеющие справку из миграционной службы (ДМС) о переезде и проживании на материковой части Украины, считаются резидентами Украины и дополнительно ничего доказывать не должны. Однако, даже это частичное признание крымчан полноправными гражданами Украины начало действовать не сразу.
После этих постановлений многие крымчане вынуждены были сменить постоянную регистрацию места жительства, чтобы открыть счета на материковой части Украины.
19 ноября было принято еще одно постановление (№727), которым крымчанам разрешили не выплачивать основную сумму и проценты по ипотечному кредиту.
С одной стороны, можно сказать, что органы государственной власти Украины проделали много работы по обеспечению переселенцев необходимым, особенно учитывая военные действия на Донбассе. Однако многие из законопроектов, постановлений и решений власти за этот год оказались неэффективными либо совершенно лишенными механизма воплощения в жизнь.