Главными событиями минувшей недели стали теракты в Брюсселе – столице Бельгии и Евросоюза, вынесение обвинительного приговора украинской летчице Надежде Савченко и визит американского госсекретаря Джона Керри в Москву, которая, по мнению ряда аналитиков, активно продолжает использовать механизмы гибридной войны для достижения своих целей на международной арене.
Гибридный удар по Евросоюзу
Теракты в бельгийской столице, которая по совместительству считается и столицей ЕС из-за обилия европейских чиновников, стали очередным и довольно показательным ударом по системе безопасности не только отдельно взятой европейской страны, но и всего Евросоюза в целом. В результате серии взрывов, произошедших в бельгийском аэропорту и на центральных станциях метро, расположенных вблизи здания Еврокомиссии, погиб 31 человек. Общее число пострадавших составило 340 человек.
Взрывы прогремели ровно через неделю после объявленного ухода России из Сирии, а ответственность на себя взяли боевики ИГИЛ. Глава Службы безопасности Украины Василий Грицак предположил, что эти факты вполне могут быть взаимосвязаны, а заказчики бельгийских террористов находятся в Кремле.
“Вы, наверное, уже знаете, что сегодня в Брюсселе были два взрыва, и по предварительным данным, есть 12 жертв. Я не удивлюсь, если это является элементом той гибридной войны России”,- сказал Грицак в ходе лекции студентам Киево-Могилянской академии.
В Москве на эти предположения отреагировали крайне резко: премьер-министр Дмитирий Медведев оскорбительно выразился о главе СБУ. Его поддержали глава администрации российского президента Сергей Иванов и спикер МИД Мария Захарова.
Не углубляясь в конспирологические теории, тем не менее, признаем, что дестабилизация ситуации в ЕС в данный момент выгодна не столько ИГИЛ, сколько России, которая, по словам Запада, сможет рассчитывать на снятие санкций только после полного выполнения Минских соглашений. К тому же, немного раньше ЕС уже озвучил 5 принципов взаимоотношений со своим восточным соседом, наступив на больной мозоль Кремля – пост-советское пространство и гражданское общество. Брюссельские чиновники пообещали и дальше развивать отношения с бывшими республиками СССР, в отношении которых у Москвы всегда были свои планы, а также Брюссель и далее намерен помогать гражданскому обществу в самой России.
Надежда Савченко как инструмент гибридной войны
22 марта Донецкий городской суд в Ростовской области вынес обвинительный приговор украинской летчице и народному депутату Украины Надежде Савченко: 22 года тюремного заключения и штраф в 30 тысяч рублей. Савченко вину не признала, требовать помилования не собирается.
Украинский президент Петр Порошенко отреагировал на приговор заявлением, в котором заявил о готовности обменять украинку на двух российских военных – сотрудников ГРУ, задержанных на востоке Украины.
Одновременно в Украине был подготовлен и утвержден на заседании Совета национальной безопасности и обороны санкционный список лиц, причастных к противоправным действиям против Надежды Савченко, Олега Сенцова и других украинских политзаключённых, которые незаконно осуждены или находятся под следствием в России. Адвокаты надеются на скорое возвращение Савченко домой, поскольку ее вопрос поднимался американским госсекретарем Джоном Керри во время его визита в Москву.
Американский гость в Кремле
24 марта в Москву с официальным визитом прибыл глава Госдепа США Джон Керри для встречи с российским президентом Владимиром Путиным. Это третий визит главы американского внешнеполитического ведомства за 10 месяцев, что говорит о достаточно динамичных отношениях двух стран. Однако для дипломатов всего мира такой характер визита, когда министра иностранных дел принимает сам глава государства, говорит о неравнозначности позиций сторон на мировой арене.
На встрече в Москве обсуждались два ключевых вопроса: Сирия и Украина. И хотя стороны задекларировали наличие точек для понимания происходящих процессов, прорыва явно не получилось. На совместной пресс-конференции главы министерств иностранных дел Джон Керри и Сергей Лавров заявили о согласовании позиций по вопросу дальнейшего политического урегулирования в Сирии, что, скорее всего, означало решение дальнейшей участи сирийского лидера Башара Асада.
При этом ожидаемого в Кремле обмена ухода из Сирии на Украину так и не получилось: Керри озвучил уже набившую русским оскомину позицию Запада относительно санкций, которые будут сняты только после полного выполнения Минских договоренностей с полным отводом вооружений и восстановления украинского контроля над границей.
Эти условия для Москвы неприемлемы, поэтому ожидать скорейшего разрешения донбасского конфликта не приходится.
А это значит, что Москва и дальше будет использовать приемы гибридной войны для реализации своих целей. Поэтому Европе следует ожидать новых терактов, а Украине – обострения ситуации на Востоке и раскачивания ситуации в стране в целом. Политическая нестабильность в Украине, вызванная резким противостоянием бизнес-групп, упрощает работу для кремлевских агентов влияния в этом направлении. Мир же в целом все больше погружается в состояние напряжённого ожидания нового «кульбита» от непредсказуемого российского лидера, который, по меткому определению Ангелы Меркель, может, и потерял связь с реальностью, но держит в руках ядерный чемоданчик, чем заставляет Запад садиться с ним за стол переговоров.
Дальнейшие успехи России обусловлены тем, как долго Запад сможет жить в этом подвешенном состоянии, не соглашаясь с претензиями Кремля. Для того, чтобы противостоять России нужна не только политическая воля европейских лидеров и их готовность к компромиссам внутри ЕС для формирования общей линии поведения в отношении Кремля, но и поддержка принимаемых в Брюсселе решений со стороны европейского бизнеса и общества.