Транспорт Крыма всегда вызывал массу нареканий по разным поводам, но все это были “цветочки” по сравнению с тем, что происходит в отрасли на фоне нынешнего блэкаута (аварии в энергосистеме – ред.). Без перебоев работает пока только аэропорт Симферополя и отчасти Керченская переправа, которая слишком сильно зависит от капризов крымской погоды. Железная дорога сократила рейсы пригородных поездов до минимума, а троллейбусы и вовсе остановились. Если такой режим продлится еще несколько дней, в Крыму из-за дефицита топлива станет и автомобильный транспорт.
Несмотря на катастрофический дефицит электричества на полуострове (собственная генерация позволяет получить не более 360МВт при потребности в 1200 МВт), симферопольский аэропорт и паромная переправа работают в штатном режиме. Это понятно – они будут работать, даже если ради этого придется весь Крым оставить без света. Кстати, львиная доля керченского электричества идет как раз на обслуживание переправы.
У крымских железнодорожников уже давно работы почти нет – один пассажирский поезд, курсирующий в Москву через переправу, да электрички – вот и весь транспортный поток. Кстати, именно поэтому местные власти и задумываются о глобальном сокращении на «КЖД» – крымской железной дороге. С отключением света работы у железнодорожников стало еще меньше.
Во-первых, в два раза сократили число электричек – с 39 до 19 пар. Во-вторых, вместо электровозов на рейсы теперь выходят тепловозы, которые тянут пригородные поезда от станции до станции. Поэтому в Евпаторию и обратно курсирует всего 4 электропоезда – по два утром и вечером.
Однако самые серьезные проблемы возникли у электротранспорта – троллейбусов и трамваев, для которых тепловозы еще не придумали. Хотя, конечно, можно воздать дань истории и вернуться к подобию “конки”, только вряд ли в Крыму найдется столько лошадей.
22 ноября, когда в результате взрыва двух последних электроопор, Крым оказался отрезанным от материкового электричества, первой остановилась троллейбусная линия на ЮБК. Затем движение троллейбусов прекратили в Севастополе, Алуште и Ялте.
“Мы были вынуждены отказаться от троллейбусного сообщения, хотя это крайне востребованный и социально значимый вид транспорта в нашем городе. Но он потребляет 25 МВт. В ситуации, когда Севастополь обеспечен электроэнергией всего на 40 процентов, мы вынуждены пойти на этот шаг”, – заявил севастопольский “губернатор” Сергей Меняйло.
Вместо 96 троллейбусов на улицы города-героя распорядились отправить 85 автобусов.
25 ноября остановился электротранспорт и в Симферополе, мотивируя такое необходимостью жесточайшей экономии электричества. “Таким образом удастся сэкономить до 18,1 МВт электроэнергии в сутки”, – сообщили представители крымского “министерства” транспорта. На симферпольские улицы для перевозки пассажиров планируют выпустить 40 дополнительных автобусов.
В Евпатории тем временем сократили время движения трамваев, которые с 23 ноября ходят утром — с 6:30 до 10:00, и вечером — с 16:00 до 19:00.
“Ограниченный режим движения сохранится до стабилизации ситуации с электроснабжением. Просим с пониманием отнестись к возникшим неудобствам”, – обратились сотрудники “администрации” к горожанам.
Таким образом, на сегодня в Крыму внутренние перевозки пока без ограничений осуществляет только автомобильный транспорт. Но насколько долго он сможет работать без сбоев, напрямую зависит от имеющихся на полуострове запасов топлива.
Подсчитав количество бензина и дизельного топлива в Крыму, специалисты российского Министерства энергетики спрогнозировали топливный кризис на полуострове через 7-10 дней.
“Запас топлива для ГТЭС (мобильные газотурбинные электрические станции) превышает 29 суток, запасы топлива для других потребителей за основными видами нефтепродуктов составляют: бензин АІ-92 – 10 суток, АІ-95 – 13 суток, дизельное топливо – 26 суток”, – говорится в сообщении Минэнерго РФ.
И это без ажиотажного спроса, который уже стартовал в Крыму. По информации крымчан, отдельные регионы полуострова, прежде всего ЮБК, уже столкнулись с дефицитом бензина, о чем свидетельствуют огромные очереди на АЗС.
В общем и целом итоги крымского энергетического коллапса подводить еще рано, но то, что без украинского электричества крымский транспорт функционировать не сможет – теперь стало ясно всем. Или же крымчанам нужно активнее внедрять альтернативные виды транспорта – велосипеды, дельтапланы, и катамараны, например.
Ольга Ефимова
для “Под прицелом”