На днях исполнился год с того момента, когда в Крыму начали принимать заявления на отказ от российского гражданства. Очереди, отсутствие необходимой информации, многочисленные справки, угрозы в свой адрес – то, что пришлось выдержать крымчанам, которые отказались от получения российского паспорта. Кому-то повезло – они смогли получить вид на жительство довольно быстро, кто-то до сих пор оббивает все возможные пороги. А кто-то просто не выдержал эмоционального прессинга и решил уехать на материк.
Зачем вам это надо?
С таким вопросом родственники, знакомые и коллеги обращались ко многим «отказникам». «Живите как все, не высовывайтесь», – вспоминает советы родителей «отказник» Павел. «Но я для себя выделил две причины – это ребенок и связи с Украиной (родственники, друзья, нежелание остаться замкнутым), – продолжает крымчанин. – К совершеннолетию ребенка может развязаться очередная война. Я не хочу, чтобы он сложил голову за амбиции этого государства». Жительница Симферополя Ольга не жалеет о своем решении: «Это даже не было выбором для меня. Я осознавала будущие сложности и знала, на что иду. Но я не коллекционирую гражданства и паспорта».
Точка невозврата
Россия законом №6-ФКЗ от 21.03.2014 признала всех, кто был зарегистрирован в Крыму на момент «исторического воссоединения» гражданами РФ и отвела месячный срок (до 18 апреля) для отказа от российского паспорта. Но, как сообщали российские правозащитники, пройти эту процедуру оказалось крайне сложно. Во-первых, реально принимать документы стали только с 1 апреля, при этом работало всего три центра на весь Крым – в Симферополе, Белогорске и Бахчисарае. Через несколько дней открыли еще несколько пунктов – вместе их стало 8. Но и это не помогло справиться с очередями.
«Очереди были такие, что люди стояли ночами, дежурили. Еще надо было отмечаться постоянно, если не отметился, место потерял и в конец очереди», – вспоминает Татьяна Пасько.
Владимир Шляхов отправил документы почтой, на странице УФМС (Управление Федеральной миграционной службы по Крыму – ред.) в Facebook, которая на тот момент была единственным источником информации, узнал, что его документы получили. Наталья также отправила документы по почте, вложив даже конверт с маркой и обратным адресом. «Уведомление мне пришло, что письмо получено ФМС. Но мне так и не пришло подтверждение о том, что мое заявление было принято к рассмотрению. А саму справку я получила только в конце января 2015 года», – вспоминает крымчанка. Но все эти трудности оказались лишь прелюдией к более суровым испытаниям.
Семь кругов ада
По данным УФМС отказались от российского гражданства 3427 человек, 900 подали документы на получение вида на жительство (ВНЖ) по так называемой упрощенной процедуре, которая в итоге оказалась ничуть не легче стандартной. Чиновники не владели информацией, каждый трактовал закон по-своему, правила постоянно менялись, а людей гоняли по кругу. В результате вместо заявленного УФМС минимума документов, людям пришлось собирать еще справки из ЖЭУ, о доходах, проходить медкомиссию и получать документы без регистрации по месту проживания.
«Простояв в очереди 6 недель, попал на прием в УФМС. У меня забрали все копии, но никакие документы или анкеты я не заполнял. Мне сказали, что все будет готово лишь в конце января – начале февраля, хотя по закону на это отведено 7 дней», – делится впечатлениями Владимир Шляхов. Потом оказалось, что в его документах не хватает справки из ЖЭУ, когда принес – правила вновь поменялись. «Мне сказали, что у них изменились условия, и таким как я не ставят прописку в документы: или получайте документ без прописки или прописывайтесь у соседей», – подытожил Владимир. Документ о ВНЖ он не получил до сих пор.
Жительнице Симферополя Ольге повезло еще меньше: помимо очередей за справками и в отделение ФМС пришлось еще проходить медкомиссию из-за вновь изменившихся требований.
«Я прошла медосмотр, получила справку о том, что не болею инфекционными, венерическими и кожными заболеваниями, и пошла на второй круг штурма. Прорвавшись (в УФМС – ред.), я узнала, что срок действия справки о составе семьи – 10 дней», – с горечью вспоминает о своих мытарствах крымчанка.
Когда она принесла новую справку из ЖЭУ, оказалось, что истек срок медицинской справки, и к тому же у женщины потребовали справку о доходах: «не менее 30 000 рублей». Впоследствии Ольга узнала, что не получит ВНЖ «ни при каких условиях». Тому виной ее прошлая деятельность: «участие в акциях против оккупации, поддержка украинских военных, явно демонстрируемая нелояльность к оккупационной власти».
«Отказники»: что дальше?
По российскому законодательству люди с ВНЖ имеют те же социально-экономические права, что и граждане РФ: могут работать, получать пенсии и другие социальные выплаты, пользоваться услугами страховой медицины. Они лишены возможности принимать участия в выборах, не могут служить в вооруженных силах и работать на государственной службе. Хотя на деле серьезные проблемы возникли у работников бюджетной сферы: тем, кто не получал российский паспорт, отказывали в продлении контрактов. Помимо этого, у крымчан, оформивших вид на жительство, возникли проблемы с регистрацией по месту жительства и сроками пребывания на полуострове. «У всех получивших ВНЖ теперь временная прописка, им следует раз в год посылать уведомление о нахождении на территории Крыма, указывать источник своего дохода и не покидать полуостров на срок более 180 дней», – делится информацией Владимир.
После получения ВНЖ с ноября 2014 года Павел стоит в бесконечной очереди на регистрацию по месту жительства. По его словам, с начала декабря до конца января в Ялтинском УФМС прошло всего … 11 человек. При этом местные чиновники, чтобы избежать критики в свой адрес, решают вопросы радикально: отбирают списки стоящих в очереди у волонтеров, которые их ведут. Нет списков – нет проблемы.
«Иногда все начинает казаться безнадежным и бессмысленным, но я сам выбрал этот путь», – говорит Павел.
«Расстрельные списки»
Процедура отказа фактически позволила сформировать списки неблагонадежных. «В одной из бесчисленных очередей в ФМС отказник-пенсионер поделился своим страхом: в случае официального объявления Россией войны всех нас депортируют как неблагонадежных, – вспоминает Павел. – На мой взгляд, это хороший шанс успеть выскочить из захлопывающейся мышеловки». Хотя вопросы депортации стоят перед отказниками и без «официального объявления войны».
«Отказники» находятся под пристальным вниманием ФСБ, их вызывают на профилактические беседы, называют «лицами, склонными к экстремизму», запугивают не только взрослых, но даже детей.
«В пятницу, 20 марта, моего сына и ещё 13 детей, в учебное время, без моего ведома и разрешения, вывезли на автобусе в сопровождении классного руководителя для «беседы» неизвестно куда, продержали там 4,5 часа. Напугали ребёнка прилично», – рассказывает Ольга.
Ее саму неоднократно вызывали на беседы в ФСБ, последний раз намекнули, что могут найти избитой около подъезда и «посоветовали депортироваться самостоятельно».
Без отказа и российского паспорта
Если данные о том, сколько человек отказались от российского паспорта и сколько его получили можно найти, то посчитать число тех, кто отказа не писал, но и паспорт не получал, невозможно. Кстати, эта категория населения наиболее незащищенная в правовом поле. Многие из них просто не успели подать документы на отказ, многие заняли принципиальную позицию: зачем я должен отказываться от того, что мне навязывают, – а некоторые считают, что получив от оккупационных властей справку, они тем самым их признают. «Я не стала получать эту бумажку по двум причинам. Во-первых, это оккупанты, а не законное правительство, получая эту бумажку, я признала бы их власть законной, а я не признаю. Во-вторых, эта бумажка означала бы, что я теперь – гость в своем родном доме», – говорит крымчанка Анна Захарова, покинувшая полуостров.
Украинское законодательство не признает принудительного автоматического приобретения российского гражданства и не рассматривает это как основание для потери гражданства Украины (ст. 4 и 5 Закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»). При этом украинские юристы уверены, что неполучение паспорта гражданина России фактически подтверждает неполучение российского гражданства, невзирая на пропущенные сроки подачи заявления об отказе.
«То есть, не имея паспорта, лицо не является гражданином Российской Федерации», – поясняет партнер юридической фирмы «Constructive Lawyers» Наталья Яворская.
С 1 января 2015 года граждане Украины, которые не получили ВНЖ, в Крыму оказались иностранцами и согласно российским законам могут находиться здесь не более 90 суток суммарно в течение 180 дней. Поэтому единственный выход для легализации без российского паспорта, который видит в данном случае Наталья Яворская, это оформить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности (разрешение на работу или патент) либо разрешение на временное проживание. Российская ФМС предлагает все же получить российский паспорт, потом написать заявление о выходе из российского гражданства и далее уже получать ВНЖ. Но эта процедура может затянуться на годы.
По мнению юристов, примененная Россией в Крыму практика «автоматического гражданства» противоречит не только международно-правовым документам (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Европейской конвенции о гражданстве 1997 г), но и нормам российского законодательства. В частности, действия российских властей не попадают ни под один пункт «Закона о гражданстве РФ» 2002 г.
Поэтому политику россиян в Крыму, по мнению Натальи Яворской, логично сравнить с крепостной практикой «передачи земли от одного помещика к другому вместе с крестьянами, которые на ней проживают». Крымчане стали крепостными, а те, кто не хочет жить по законам феодализма, обречены на серьёзные испытания или вынуждены покидать полуостров.
При подготовке материала мы узнали истории нескольких крымчан, отказавшихся от гражданства страны-оккупанта. Их истории заслуживают того, чтобы быть опубликованными в полном объеме. Поэтому мы открываем рубрику “Я отказался от российского гражданства”, где будем публиковать истории людей, которые предпочли борьбу смирению.