Последствия финансовой глобализации стали главным событием минувшей недели: в скандал с уклонением от налогов через офшорные схемы оказались втянуты короли и премьер-министры, отстраненные от власти диктаторы и нынешние главы государств, а также их родственники и друзья. Появление в этом списке украинского президента Петра Порошенко имело масштабный внутренний резонанс, но вряд ли сказалось на результатах голландского референдума об ассоциации Украины и Евросоюза. В то же время азербайджанского президента Ильхама Алиева, члены семьи которого оказались фигурантами офшорного скандала, гораздо больше волновало возобновление военных действий в Нагорном Карабахе, чем вопросы налогообложения.
«Панамагейт»: исландская отставка и путинская сказка
4 апреля журналисты из 78 стран мира опубликовали данные о том, как сильные мира сего используют офшоры для сокрытия своего финансового положения и уклонения от уплаты налогов. Поводом для офшорного скандала послужила масштабная утечка информации (11 миллионов документов) из базы панамской юридической компании Mossack Fonseka.
В список участников “панамагейта” попали 143 политика со всего мира, в том числе, 12 действующих лидеров государств, члены их семей и близкие друзья. Оказалось, что офшорами активно пользуются не только диктаторы Азии и Африки, но вполне благочестивые европейские политики. Так, в сокрытии государственных инвестиций в офшорной компании обвинили премьер-министра Исландии Сигмюндюра Гюннлейгссона, который под давлением исландской общественности подал в отставку.
Косвенный фигурант списка, российский лидер Владимир Путин отреагировал на свою причастность к теневым схемам в привычной для него манере. Он просто рассказал своим согражданам очередную сказочку о честно заработанных и выведенных в офшор его другом виолончелистом Сергеем Ролдугиным двух миллиардах долларов. И хотя, согласно опросам, 66% россиян обвиняют (полностью или частично) главу государства в коррупционных схемах в высших эшелонах российской власти, президенту РФ ни народный гнев, ни справедливый суд пока не грозит.
Тут как в бессмертном хите Леонидп Гайдая: “Ну кто ж его посадит? Он же памятник (читай – Путин).” Поэтому российский президент может рассказывать народу любые сказки – то ли об органах дедушки, которых нет у бабушки, то ли заработанных непосильным трудом офшорных миллиардах.
Не обошли журналисты своим вниманием украинского президента Петра Порошенко, который решил продать свою корпорацию “Roshen” через офшорную компанию. Правда, в отличие от других фигурантов скандала украинский лидер не успел осуществить ни одной сделки, поэтому обвинять его, по сути, оказалось не в чем. Хотя само по себе нахождение в таком списке не делает чести главе Украины.
Референдум в Нидерландах: Евроинтеграции не будет?
6 апреля в Нидерландах проходил референдум, на котором голландцы высказали свое мненрие относительно Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС. Сам по себе данный акт волеизъявления голландских граждан носит исключительно консультативный характер, но его результаты стали серьезным ударом по принципам европейской интеграции.
По предварительным данным, более 61% принявших участие в референдуме высказались против европейской ассоциации Украины. И дело здесь даже не в Украине, о которой многие голландцы знают слишком мало, а в самом процессе интеграции, которая в той или иной степени вызывает недовольство европейцев. Кроме того, негативный результат референдума ставит под вопрос сам процесс принятия и реализации решений в ЕС.
Договор об ассоциации Украины и Евросоюза был подписан от имени всех 28 государств ЕС, впоследствии ратифицирован на государственном и наднациональном уровнях. И что теперь прикажете делать с этим документом, под которым стоят подписи нескольких десятков человек? К тому же, согласно принципам управления в ЕС, Амстердам специально делегировал наднациональным органам часть своих государственных полномочий. Голландские власти, конечно, могли бы сослаться на консультативный статус самого референдума, но это идет в разрез в европейским пониманием принципов демократии.
В целом же данный прецедент может быть опасен для Европы: где гарантия, что на следующий референдум не вынесут вопрос о зоне свободной торговли между ЕС и США или политику Союза в отношении мигрантов, что поставит под вопрос реализации”общих политик” в целом.
В том, что европейские политики и чиновники найдут компромиссное решение для всех, сомневаться не приходиться. Тем более, что в Еврокомиссии (ЕК) сразу заявили, что референдум не повлияет на реализацию Соглашения с Украиной.
“Ничего не изменилось для Украины в плане выполнения Соглашения в части углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли и в подавляющей части политического раздела. Это было единогласное решение Совета ЕС”, – отметили еврочиновники.
Правда, эксперты предлагают не так много вариантов разрешение этой политико-правовой коллизии. В первом случае в Нидерландах могут ратифицировать Соглашение с поправками, то есть с учетом “гласа народа”. Тут, как говорится, и волки будут сыты, и овцы останутся в целости и сохраности.
Второй вариант (более радикальный) – это исключение Нидерландов из числа подписантов договора, что приведет к разделению документа на 2 части: торговый договор, который выполняется на наднациональном уровне и уже не может быть предметом рассмотрения на государственном уровне, и политическое соглашение, которое будет действовать на межгосударственном уровне, что позволит Амстердаму уклониться от его реализации.
Карабахский конфликт
В ночь на 2 апреля в Нагорном Карабахе сразу по нескольким направлениям возобновились боевые действия с применением различных видов вооружения. Президент Азербайджана Ильхам Алиев из Вашингтона, где он находился на саммите по ядерной безопасности, высказался за дипломатическое урегулирование давнего конфликта с Арменией, но только на условиях сохранения территориальной целостности Азербайджана: возвращение Нагорного Карабаха под юрисдикцию Баку и вывода армянских оккупационных войск. В ответ на эти заявления Алиева, Ереван перебросил в зону конфликта ракетные комплексы “Смерч”.
Аналитики не могут назвать весомых причин для обострения ситуации, хотя на фоне продолжающейся гибридной войны в мировом масштабе очередной всплеск насилия на постсоветском пространстве уже не должен никого удивлять.
Исходя из сложившегося расклада сил в регионе, можно предположить, что Кремль сильно раздражает сближение Азербайджана с Турцией, которая с недавних пор превратилась в противника России.
Еще одним важным фактором, который беспокоит Москву, стал успех газовых переговоров между Баку и Анкарой, по итогам которых азербайджанский газ через Турцию сможет уже через несколько лет пойти в Европу, тем самым нанеся еще один удар по позициям и без того обедневшего “Газпрома”.
Наконец, нынешнее столкновение в Нагорном Карабахе можно расценивать как пробный шар в давнем противостоянии, некую пробу сил – и военных, и дипломатических на фоне постепенного изменения региональной политической конъюнктуры. Одно остается неизменным – это особая позиция России в этом конфликте, которая рядится в одежды миротворца и одновременно продает оружие обеим сторонам конфликта, что, по мнению российского премьера Дмитрия Медведева, способствует стабилизации ситуации в регионе. В итоге Нагорный Карабах может стать очередным джокером Путина в его геополитической игре.