Еще несколько лет назад Ялта была центром туристической жизни Крыма – круизные лайнеры регулярно заходили в местный порт, миллионы туристов круглогодично приезжали на отдых. Сегодня от былой фешенебельности не осталось и следа – Ялта превращается в серый захолустный российский городок.
Ялтинская набережная
Набережная – это главное место любого приморского города. Это круизные лайнеры, яхты или на худой конец прогулочные катера. Это люди – много людей в разное время года, неспешно прогуливающихся теплым летним вечером или любующихся штормом в осенний день. Это кафешки, аттракционы, уличные музыканты и все то, что присуще магическому слову “курорт”.
Уже три сезона в Ялтинский порт не не заходят круизные лайнеры, и даже яхты российских олигархов обходят находящийся под международными санкциями порт стороной. 29 апреля 2014 года Кабмин Украины исключил крымские порты из перечня морских портов Украины, открытых для захода иностранных судов. В дальнейшем ЕС, США и ряд других стран запретили своим судам заходить в порты Крыма, а Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения исключило порты оккупированного полуострова из списка портов, уполномоченных выдавать судовые санитарные свидетельства. Поэтому кроме редких нарушителей в виде старых турецких сухогрузов и российских судов, здесь уже почти никто швартуется.
Порт медленно умирает, как, впрочем, и набережная. Повезло пока только ялтинским пальмам – в отличие от симферопольских лип их пока не спилили, но сам вид некогда культовой набережной, вызывает гнетущее состояние, особенно на фоне демонтажа торгового комплекса.
Туристическая Ялта
В отличие от других курортных городов туристы в Ялте были и есть, правда, совсем не в тех масштабах, что раньше. Да и география изменилась существенно: теперь здесь представлены в основном россияне. Украинцы, если и приезжают, то больше к родственникам или проверить оставшуюся здесь недвижимость. Иностранцы и вовсе стали диковинкой: для официального въезда на полуостров нужно разрешение Украины, а перелет через Москву может нанести существенный урон репутации визитера.
Сами же ялтинцы уже не в восторге от русских туристов, которые оказались не такими богатыми, какими казались при Украине. А потому доходы квартиросдатчиков, владельцев кафе и сувенирных лавок резко сократились.
“В последний раз ко мне подошли москвичи и попросили устроить семь человек в квартиру не дороже двух тысяч рублей. Вы представляете? Где такую можно найти? Так им еще и удобства нужны, ремонт, приличный санузел. Местные не соглашаются сдавать за такие суммы”, – рассказывает маклер Светлана, добавив, что сейчас все больше туристов приезжает со своей картошкой и свеклой.
Ресторанов и кафе на набережной предостаточно, только цены в них уже перегнали московские. Поэтому небогатая нынче российская публика предпочитает фаст-фуды.
“Нет, ну серьезно – чек на 3 тысячи (1200 грн по курсу НБУ – ред.) за пожрать на двоих? Без алкоголя, без мяса. Обычная шаурма с кетчупом за 150 рублей (61 грн), сырная/грибная за 200 (81 грн)?” – возмущается российский блогер Илья Варламов.
И с культурной программой в Ялте нынче не очень: местная “власть” решила сократить число уличных музыкантов, сославшись на недовольство ялтинцев и гостей курорта их репертуаром. В результате из многочисленных динамиков на набережной стал звучать более привычный и понятный для россиян микс из шансона и “дискотеки 80-х”, под который “зажигает” молодое поколение.
Ялтинский бизнес
Больше всего не повезло бизнес-сфере Ялты, которая даже в голодные 90-е годы оставалась довольно прибыльной. Поэтому перераспределение собственности стало главной задачей оккупационной власти: местных предпринимателей бизнес активно вытесняют с рынка, демонтируя рынки и кафе под благовидными предлогами улучшения внешнего вида города.
Так, за три года в Ялте уже демонтировано несколько рынков – цветочный, строительный, сувенирные павильоны. Однако обещанного благоустройства опустевшие после сноса ларьков городские площади не увидели.
Например, в таком состоянии осталась площадь, где ранее размещался цветочный рынок.
Первоначально ялтинские предприниматели пытались протестовать: даже провели митинг с “похоронами” их бизнеса российской властью. Но после ряда предупреждений от силовых структур, оставшийся с украинских времен запал пропал.
Вместе с Россией в курортную Ялта пришли и невиданные ранее поборы, от которых местный бизнес уже просто воет.
“Проверяющие органы чувствуют себя богами. Все, кто работает с алкоголем в такой кабале сидят, что даже выть уже сил нет. Выбор невелик: или по 100 тысяч ежемесячно, или штраф в миллион сообразят. А если захочешь пожаловаться, то возбудят уголовное дело якобы за предложение дать взятку”, – рассказывают ялтинцы о специфике ведения бизнеса в “российской” Ялте.
Доведенные до отчаяния предприниматели решаются на крайние меры, как арендатор кафе “Хоттабыч”, который от безысходности решился на акт самосожжения. Пожилой мужчина от полученных ожогов скончался. Однако местным “властям” до проблем бизнеса дела нет – их ждут большие деньги от большого передела собственности и продажи дорогой ялтинской земли.
Застройка Ялты
Не менее прибыльной сферой для власть имущих стала застройка Ялты, которая стартовала еще при Украине, но такого варварского масштаба достигла только сейчас. В разработанном генплане города под застройку отданы гектары парков и заказников, а также частные земельные участки с возведенными на них домами, которые вполне возможно снесут, выплатив их хозяевам минимальную компенсацию – в России все можно. При этом новые “власти” уверяют ялтинцев, что действуют по закону, а вот как раз при Украине “творилось полное беззаконие”.
Российский блогер Варламов, которого трудно упрекнуть в любви к Украине, отметил, что строить стали гораздо больше, чем при власти Киева.
“Но и смена флага два года назад не помогла, а только усугубила ситуацию. Застройщики различными легальными и не очень путями сделали себе бумажки, по которым они теперь имеют право застроить вообще все. Так что стройки идут еще активнее, чем раньше”, – пишет он в своем ЖЖ.
Сами же ялтинцы в шоке от массовой застройки Приморского парка, который теперь и парком уже вряд ли назовешь.
“Сейчас же мы наблюдаем полное наплевательство на Ялту с ее уникальной природой. “Приморский парк” уничтожают у нас на глазах, и властям нет до этого дела. Раньше в нашем парке пели птицы по утрам, а сейчас лес вырубили, идет круглосуточная стройка”, – жалуются горожане, но их никто не слышит.
Хотя слышать их некому – местная “власть” готовится к большому “дерибану” земли, вытесняя тех, кто либо не со всем согласен, либо побаивается стать “козлом отпущения”. Так, осенью 2016 года в городе произошли две знаковых отставки: пост “вице-мэра” покинул Сергей Брайко, который ради должности в оккупационной “администрации” пожертвовал мандатом народного депутата Украины в 2014 году. Вслед за ним с должности “главы горсовета” ушел Валерий Косарев. На его место через пару дней городские “депутаты” избрали предпринимателя из Гурзуфа Романа Деркача, которого называют человеком нынешнего “главы” Ялты Андрея Ростенко. После такой властной рокировки никто и ничто уже не помешает поделить “по-братски” заповедные ялтинские земли.
Мусор вместо рыбы
Одной из визитных карточек Ялты всегда были рыбаки на набережной. Теперь их не стало – по российским правилам рыбу в портовой зоне Ялты ловить можно только летом Поэтому полиция устраивает антирыбацкие рейды, угрожая штрафами тем, кто привык стоять здесь удочкой уже много лет.
Сами же горожане жалуются, что город на море остался без морской рыбы.
“Продавцы на рынке пытаются рассказывать, что это охлажденная, тыкая в верхний слой размороженного пласта. Приезжие ведутся в общей массе, так как привыкли у себя к подобным сказкам. Те кто приезжал ранее, то помнят как выглядит свежепойманная черноморская рыбка… С рук не продают, потому что рыбаки – боятся. Проверяющие органы чувствуют себя богами”, – рассказывает местная жительница Иллона.
Зато мусора в городе стало в избытке: коммунальные службы не справляются, от российских студентов-уборщиков тоже проку мало. К тому же до сих пор не решена проблема с утилизацией отходов: имеющиеся мусорные полигоны уже переполнены, а новых нет. Как и мусороперерабатывающих заводов. А вместо европейской мусороуборочной техники, доставшейся оккупантам от Украины, на узкие улочки города выпустили огромные российские КАМАЗы, которые при уборке больше рассыпают мусора, чем собирают.
Вместе с мусором в Ялте растет количество бомжей – нет, они, конечно, приезжали в теплые края и раньше. Только процентное соотношение было явно иным. Сегодня бомжи и попрошайки стали новой печальной “достопримечательностью” Ялты.
“Сегодняшняя Ялта – это разруха. Кое-где подкрашенная по-потемкински, – емко и хлестко охарактеризовал курортный город ялтинец Василий. – Например, недавно на нижней набережной сорвали доски со скамеек…”
Старая добрая Ялта, слывшая туристической Меккой постсоветского пространства, меняется на глазах. И, к сожалению, не в лучшую строну. Вместо лайнеров и иностранных туристов бомжи со всей России. Вместо Приморского парка – многоэтажные дома и отели. На месте демонтированных рынков и торговых павильонов разруха и запустение. Некогда яркий город погружается в беспросветную серость, из которой не видно выхода…
Ольга Ефимова