О транспортной безопасности Украины, недоработках украинской власти в Крыму и штрафы российским авиакомпаниям в беседе с телеведущим Александром Янковским в программе “Голос Крыма” говорит журналист Максим Гардус.
Максим, полгода назад в нашей студии вы говорили о том, что в Крыму ожидаются большие проблемы. Сегодня на Керченской переправе водители-дальнобойщики вынуждены стоять не один день. Вы могли представить подобные изменения? Или все гораздо хуже, чем вы предполагали?
Сложно сказать. Дело в том, что мы говорили о том, как обеспечить Украине транспортную безопасность с временно оккупированной территорией. Мы говорили о том, что легче всего перекрыть воздушное сообщение, а также железнодорожные пути. Транспортировку по морю остановить очень трудно, но в то же время легко сделать юридическое заявление о том, что заход в крымские порты является незаконным. Однако жизнь все переиначила. Мы можем видеть, что проблемы с автомобильным транспортом имеют административный характер и не являются следствием какой-либо целенаправленной политики Украины. Это просто неорганизованность крымских и российских властей, которые не могу найти несколько дополнительных паромов. К ситуации в Керченском проливе Украина не имеет никакого отношения.
Наши коллеги из фонда «Майдан закордонних справ» отслеживают морские суда, которые заходят в крымские порты. И они видят, что, не смотря на то, что на государственном уровне ни Румыния, ни Турция не поддерживают оккупацию Крыма, в реальности коммерческие суда этих стран продолжают ходить в крымские порты. До каких пор это будет продолжаться?
То, что эти суда заходят в крымские порты, является недоработкой украинской власти. Мало придумать некий закон, который бы говорил о том, что в порты Крыма запрещено ходить, необходимо довести до логического конца хотя бы один случай об одном штрафе хотя бы с одного судна. Необходимо сделать это публично и распространить об этом информацию. То же самое можно сказать о самолетах – Украина начислила штрафы, но при этом ни один штраф до сих пор не взыскала. Товарооборотов у Турции и Румынии с Украиной намного больше, чем с Крымом. Поэтому один случай ареста какого-либо имущества турецкой компании, которая зайдет в Одесский, Херсонский или Николаевский порты, за то, что она не выплатила этот штраф, приведет к тому, что все страны будут выполнять нормы украинского законодательства. Но у нас Министерство иностранных дел закрывает на это глаза.
Кто должен этим заниматься?
Этим должны заниматься Министерство иностранных дел совместно с Министерством юстиции Украины. Информацию им должна предоставлять Государственная пограничная служба и Служба разведки. Грузовой корабль – это не рыбацкая лодка, которая может пройти незаметно.
Что касается воздушного пространства, то какая ответственность за нарушение может быть в этом случае?
Летом Министерство транспорта и Министерство юстиции отчитались в том, что они начислили очень большие штрафы российским авиакомпаниям, которые нарушали украинское воздушное пространство в Крыму. Начислить начислили, а потом каждое министерство начало переводить друг на друга стрелки. В итоге российские компании не заплатили эти штрафы. Российские компании не могут оплатить штраф, поскольку если «Аэрофлот» заплатит штраф за нарушение о полете в Крым, он автоматически признает, что полуостров является частью Украины, за что человек, который выплатит этот штраф, понесет уголовную ответственность по российскому законодательству за непризнание территориальной целостности России. Но у Украины есть и другой выход – подать жалобу в Международную организацию гражданской авиации ИКАО о том, что российские компании не выплачивают штрафы, нарушают законы, тем самым можно лишить российские компании лицензии. Кроме того, можно арестовать их имущество на территории Украины. Но исполнительная служба никаких активных действий не предпринимает.
Прошли выборы. Скоро появится новое правительство. Как вы считаете, сдвинется ли дело с мертвой точки?
Не знаю. В принципе, все инструменты для принятия такого решения у Украины есть. Нет желания.
Сегодня осуществляется железнодорожное сообщение между Донецком, который захвачен российскими властями, и Симферополем, который оккупирован теми же российскими властями. Все это происходит через территорию Украины. Как можно было такое допустить?
Мы видим, что первоначальная ситуация в Крыму несколько успокоилась, то есть все, что они могли захватить, они уже захватили. Вместо каких-то криминальных элементов к власти пришли представители российского государства. Поэтому ситуаций с захватом украинской собственности, автомобилей, поездов, которые заходят на территорию Украины, нет. Поэтому явочным порядком сообщение налажено. Если поезда никто не захватывает, то почему бы им и не ездить. С Донбассом ситуация более сложная. Там никакого подобия серьезной государственности нет. Нарушена работа большинства предприятий, которые располагаются на территории, подконтрольной боевикам. Кроме того, в ситуации с Крымом было очевидно, что Путин планирует именно захват, никаких масштабных нарушений не было, военные базы таранили максимум ворота. В Донецке речь идет об уничтожении инфраструктуры, а не о захвате. Взрывают железные дороги и мосты без особой необходимости, так как войска движутся все равно не по ним. Там инфраструктура уничтожена, поэтому на сегодня «Укрзализныця» не в очень хорошем финансовом состоянии. Убыток из-за разрушения Донецкой железной дороги превышает прибыль всех остальных железных дорог в Украине. Этот поезд нужен для того, чтобы возить людей. В Украине не введено военное положение, так что в Донецке живут украинские граждане, которые могут ездить, куда захотят. Так что как Украина может не обеспечивать их транспортом?
Как вы думаете, где должны оказаться российские танки для того, чтобы Украина, наконец, признала, что на ее территории идет война?
Военное положение не было объявлено, когда Россия оккупировала Крым. Военное положение не было объявлено, когда в Донецкой и Луганской областях начали вывешивать российские флаги. Мне кажется, что украинские власти не введут военное положение и в любом другом случае.