В последнее время все чаще среди политиков стали звучать мысли относительно изменения статуса оккупированного Крыма в будущем – от автономии по территориальному признаку к национально-территориальной автономии. Насколько оптимальным будет такая трансформация и поможет ли она деоккупации полуострова или же, напротив, приведет к межнациональным столкновениям в Крыму?
Идею национально-территориальной автономии крымских татар или, точнее, признания права коренного народа Крыма на самоопределение активно отстаивают лидеры крымскотатарского народа. В частности, глава Меджлиса Рефат Чубаров неоднократно заявлял о том, что статус Крыма как крымскотатарской автономии должен быть закреплен в Конституции Украины.
«Определение статуса Крыма, как национально-территориальной автономии на основе самоопределения коренного народа Крыма будет понятно мировому сообществу. Возможно, для того, чтобы избежать опасений некоторых политиков, мы должны четко выписать правовые нормы в самой Конституции, а потом в законах», – подчеркнул Чубаров.
Следует отметить, что главе Меджлиса удалось убедить в своей правоте Президента Украины Петра Порошенко, который пообещал предоставить Крыму статус национально-территориальной автономии крымских татар.
«В наших планах – разработка «дорожной карты» по предоставлению Крыму – исторической родине крымскотатарского народа – статуса национально-территориальной автономии в составе украинского государства», – говорится в приветственном обращении главы Украинского государства участникам Второго Всемирного конгресса крымских татар.
С одной стороны, такая позиция украинской власти вполне оправданна: крымские татары – это наиболее консолидированный народ полуострова, который к тому же имеет свою политическую организацию – Меджлис. Кроме того, крымские татары последовательно поддерживали украинскую национальную идею в Крыму, голосуя за Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года или создавая депутатскую фракцию «Курултай-Рух» в крымском парламенте. И к тому же, в период оккупации именно крымские татары проводили массовые акции протеста по всему полуострову. Эти факты демонстрируют, что в действительности украинская власть может рассчитывать на поддержку со стороны коренного народа накануне и в процессе деоккупации.
В свою очередь российская власть в Крыму в отношении крымских татар руководствуется принципом «разделяй и властвуй», сочетая метод «кнута и пряника»: сторонникам Меджлиса, большинство членов которого выступили против оккупации – запреты на проведение массовых акций и репрессии, остальным – должности или другие дивиденды в зависимости от степени лояльности к политике оккупантов. Поскольку Украина не может обеспечить реальной защиты прав своих граждан в Крыму, большинство крымских татар постепенно вынуждены приспосабливаться к политике оккупантов.
В самом же крымском обществе, которое с каждым днем становится менее толерантным на фоне роста русского национализма, возникают симптомы межнациональной неприязни на бытовом уровне. Например, владелица парикмахерской запретила своим сотрудникам – крымским татарам – общаться на родном языке. Недавно в Симферополе на стенах домов появились надписи с призывами резать татар. При соответствующей информационной обработке джинна межнациональной розни очень легко будет выпустить из бутылки, запустив межнациональный конфликт. Учитывая, что наиболее толерантные и лояльные жители Крыма постепенно перебираются на материковую Украину, а в Крым переезжает все больше россиян, зачастую исповедующих откровенно шовинистические взгляды, процесс разжигания конфликта для оккупационных властей упрощается.
При этом российская власть продолжает активное наступление на права и свободы крымчан, что наиболее ярко проявляется в отношении крымских татар. Запрет на проведение массовых мероприятий в центре города в памятные для крымскотатарского народа даты (прежде всего 18 мая – День депортации), сокращение числа крымскотатарских классов и часов на изучение родного языка, закрытие телеканала АТR и ряда крымскотатарских изданий с попыткой заменить их на провластные – все это создает благоприятную почву для роста недовольства среди къырымлы оккупационной властью, и, напротив, добавляет ей баллы со стороны сторонников «русского мира», которых в Крыму немало. При неблагоприятной для россиян политической и экономической конъюнктуре они с легкостью могут использовать это недовольство в своих целях, стравив народы в кровопролитной схватке на долгие годы.
В результате возникает серьезная проблема, в первую очередь для Украины: позиционируя крымских татар как мощную проукраинскую силу в Крыму, которая в итоге должна получить свою автономию на полуострове в процессе деоккупации, украинская власть подставляет их под удар российской репрессивной машины. С другой стороны, даже лояльные к Украине крымчане, которые были против российской аннексии, всерьез обеспокоены планами Украинского государства относительно создания национальной автономии крымских татар. И это снижает степень поддержки Украины в крымском социуме.
Поэтому украинской власти нужно быть чрезвычайно осторожной в своих обещаниях крымским татарам на данном этапе и в дальнейшем, ибо непродуманные шаги могут быть использованы оккупационными властями для дестабилизации ситуации на полуострове – особенно на фоне их вынужденного ухода из Крыма.