Уникальные природные и климатические особенности обеспечили Крыму курортную славу со времен СССР. Поток туристов на полуостров не иссякал даже в тяжелые 1990-е годы. После аннексии туристический бизнес Крыма переживает, пожалуй, самые сложные времена: украинцы на полуостров не едут, а россияне не могут обеспечить необходимого для рентабельности курортов числа отдыхающих. Третий неудачный сезон для крымского турбизнеса может стать последним, особенно с учетом российских налоговых нововведений.
Туристический потенциал Крыма
Рекреационные возможности Крымского полуострова – это 615 км пляжей, многочисленные источники минеральных вод, целебные грязи, жаркое солнце и теплое море. Кроме этого туристов ожидают экскурсии в природные заповедники, посещение пещер и целых пещерных городов, античных развалин и средневековых крепостей, а также многочисленные музеи полуострова. Любители активного отдыха приезжали на полуостров позаниматься дайвингом на Тарханкуте, дельтапланеризмом в Коктебеле или покорить крымские вершины с альпинистским снаряжением.
До оккупации отдыхающих ожидали более 600 объектов санаторно-курортного размещения, 4,5 тыс. мини-отелей и пансионатов, более 10 тыс. квартиросдатчиков, готовых предложить варианты проживания на любой вкус и кошелек.
С начала 2000-х туристический бизнес Крыма развивался довольно быстрыми темпами: на морском побережье, как грибы после дождя, росли мини-отели, гостевые дома, виллы или частные пансионаты, которые ежегодно принимали миллионы туристов. Третий год большая часть из них пустует в ожидании успешного сезона.
Сколько туристов отдыхало в Крыму?
Во времена Советского союза, когда в Крым приезжало до 8 миллионов человек, 5 млн было из Украины. После распада СССР число отдыхающих значительно уменьшилось, но все равно составляло 2-3 млн человек. С начала 2000-х годов поток туристов в Крым резко увеличился и достиг к 2013 году рекордных 6 миллионов человек. Если бы не аннексия, у украинского Крыма были все шансы превзойти советский показатель.
Подсчитать, сколько туристов отдохнуло за годы оккупации в Крыму довольно сложно, поскольку местные “власти” бодро рапортуют о миллионах отдыхающих, используя данные пассажиропотока через аэропорт Симферополя и Керченскую паромную переправу. В результате считают всех – и прибывших, и убывших, и командировочных, и бизнесменов, и самих крымчан, создавая тем самым иллюзию наполнения полуострова туристами. Украинские эксперты, пользуясь более расширенной методикой, подсчитали, что Крым принял не более 1,5 млн человек в 2014 году и 1,7 млн – в 2015. Соответственно, в нынешнем году полуостров не сможет принять больше.
По словам бывшего министра курортов и туризма АР Крым Александра Лиева, показателем успешности будущего сезона всегда были “майские праздники” – период с 29 апреля по 15 мая. Так, с середины 1990-х годов в эти две недели Крым посещало не менее 70 тыс. человек.
“С 2000 по 2011 годы мы принимали порядка 100 тысяч человек за эти две недели. И эта цифра росла – в 2013 году (последний год перед аннексией) Крым принял 201 тыс. туристов на майские праздники», – отметил Лиев.
С 2014 года туристический поток резко сократился: в 2014 году в мае на полуостров приехало всего 25 тыс., в 2015 – 30, а в 2016 – 35 тыс. человек, что в 4 разе ниже дооккупационного периода.
Сезон-2016: были и небылицы
“Власти” полуострова рассчитывают в этом году на увеличение потока туристов. Так, “спикер” госсовета Владимир Константинов ожидает не менее 7 миллионов (на миллион больше, чем до аннексии). Правда, оптимизма “главы” крымского парламента не разделяет “министр” курортов и туризма Сергей Стрельбицкий, который прогнозирует 6 млн отдыхающих, и то за весь 2016 год.
“Прогнозы – неблагодарное дело. Все зависит не только от того, как мы проведем летний сезон. Летом есть определенная ёмкость, которую мы не сможем увеличить, но у нас есть межсезонье. Министерство сейчас стоит на цифре 6 млн человек. Но мы прекрасно понимаем, что и 6 млн мы примем, если удачно проведем осенне-зимнюю кампанию”, – рассказал Стрельбицкий.
Реальный поток туристов на полуостров легко подсчитать, ответив всего лишь на два вопроса: 1) кто составлял большинство среди отдыхающих в Крыму; и 2) как туристы добирались на полуостров.
Итак, среди туристов большинство составляли украинцы – порядка 4 млн в год. После аннексии число украинцев резко сократилось: в 2014, когда еще было железнодорожное сообщение до 0,5 млн, а в 2015 году – до 6% от общего числа туристов (около 100 тыс.). Украинцы ехать боятся, да и нынешние цены на крымских курортах им явно не по карману.
Сегодня в Крым едут отдыхать почти стопроцентно россияне, поскольку легальный въезд для иностранцев на полуостров возможен только через пункты пропуска на территории Украины со спецразрешением, которые выдается на основании веских причин (туризм в их число не входит).
Визит на оккупированную территорию с материковой России грозит в будущем уголовным делом и запретом на въезд в Украину. Об этом своих граждан предупреждают не только в странах Запада, но и в государствах, которые входят вместе с РФ в Таможенный союз. В частности, МИД Беларуси разъясняет порядок въезда на территорию Крыма, а МИД Казахстана просит своих граждан “хорошо подумать” перед таким путешествием.
В 2016 году ЮНЕСКО внесла музей-заповедник “Херсонес-Таврический” в число опасных для посещения достопримечательностей (наряду с сирийскими, ливийскими или йеменскими памятниками). После этого шага вряд ли кто-то из иностранцев захочет полюбоваться экспонатами известного на весь мир музея, если, конечно, визитер не испытывает потребности в экстремальном туризме.
Одна из самых больших проблем для туристов, желающих попасть в Крым – это вопрос транспортного сообщения с полуостровом. До аннексии 66% туристов попадали на полуостров с помощью железной дороги.
“Из 6 миллионов человек 4 миллиона приезжали в Крым железнодорожным транспортом, в том числе и россияне, и белорусы, и, конечно, жители Украины”, – отмечает Лиев.
Но с декабря 2014 года железнодорожное сообщение с Крымом прекратилось. Сразу после аннексии было прекращено воздушное сообщение между Крымом и Украиной, а затем небо над полуостровом стало закрыто для полетов. Поэтому сегодня в крымский аэропорт совершают рейсы только из РФ.
“Количество рейсов сегодня почти такое же, как было в довоенное время (до аннексии – ред.). Узкое горло этого аэропорта позволяет принять до 1 миллиона туристов, что соответствует 2 миллионам пассажиров. В мирное время аэропорт “Симферополь” принимал 1 миллион пассажиров, что соответствовало полумиллиона туристов”, – подчеркивает Лиев.
Цифры, представленные крымскими “властями” разительно отличаются от реальной картины. По их подсчетам, в 2015 году аэропорт “Симферополь” обслужил 5 млн пассажиров. Но не забываем, что в число пассажиров входят, как прибывшие, так и убывшие (делим цифру на 2 и получаем уже 2.5 миллиона). При этом далеко не все из них туристы: учитывая ограниченные транспортные возможности полуострова самолетами активно пользуются крымские чиновники, бизнесмены и другие граждане, которые ранее ездили в Киев на поездах или автомобилях. Попасть в Москву иным видом транспорта сейчас уже невозможно.
Автомобильным транспортом на полуостров можно попасть двумя путями – через три пункта въезда/выезда с материковой Украины (“Чонгар”, “Каланчак” и “Чаплынка”). Этот путь доступен, по сути, только для украинцев (россиянам как иностранцам для въезда нужно получить спецразрешение). Со стороны России добраться на полуостров можно только через Керченскую паромную переправу, которая с начала аннексии увеличила пропускную способность почти в 4 раза, но это опять-таки не означает, что все пассажиры – это туристы.
Вот и получается, что максимальное количество туристов, которые смогут приехать на оккупированный полуостров никак не превосходит 1,7-1,8 млн человек, что в разы ниже ожиданий крымской “власти”.
Ольга Ефимова
для “Под прицелом”
(Окончание читайте здесь)