Сфера высшего образования новообращенного Крыма все еще движется по инерции, заданной Украиной. За более чем 20 лет она в целом сформировалась и полностью интегрировалась в украинскую, невзирая на существование собственного Минобразования АР Крым. После оккупации автономии, одним из первых стал закон президента РФ от 6 мая 2014 г. «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в Крыму и Севастополе». Законом устанавливались нормы, обеспечивающие интеграцию систем образования Крыма и Севастополя в образовательное пространство России. Новые крымские власти пообещали в августе принять свой закон в этой сфере, но дальше разговоров дело не пошло: Симферополь хочет свой закон, а Севастополь – свой. На сегодня изменения произошли только формальные.
Главным новшеством стало создание на базе более чем 20-ти вузов и научных организаций 2-х федеральных образовательных колхозов – Крымского федерального и Севастопольского государственных университетов, которые приобретут официальный статус соответственно 01.01.2015 г. и 01.01.2016 г. Ректором первого на 5 лет назначен бывший член Партии регионов, ставший «Патриотом России», кандидат медицинских наук, доцент Сергей Донич.
Вероятно, из-за боязни потерять более 1500 иностранных студентов пока оставили в покое Крымский медуниверситет им. С.И. Георгиевского и важный для бутафорского «равенства национальностей» Крымский инженерно-педагогический университет, который имеет уклон в сторону крымскотатарской культуры.
Кстати говоря, студенты, которые пытаются отчислиться из новосозданного Крымского федерального университета жалуются, что оказались в очень странной ситуации. Как рассказала студентка Анна, которая перевелась в один из вузов материковой Украины, отчислиться теперь совсем непросто: «В университете мне сказали, что не знают, как меня отчислить и что писать мне в документах, потому что официально мой университет – уже не Таврический национальный, но еще не Крымский федеральный».
Форма определяет создание
Назначение Сергея Донича стало знаковым для понимания очертаний будущего крымского образования. Доцент (даже не профессор!) был назначен сверху. Назначение ректоров – прописано в РФ законодательно, в отличии от их выборности в украинских университетах.
Данное отличие ключевое, но не единственное, дающее понимание векторов движения двух систем образования. Согласно закону «Об образовании в РФ, от 01.09.2013, вводится жесткая его централизация с «избранностью» отдельных университетов. Избранность же предполагает объемы бюджетных ассигнований. Попадут ли крымские университеты с доцентом-ректором в число таких – аксиома.
Если отбросить деньги, то назначение ректоров противоречит самому принципу университетской автономии и академической свободы. Украина в основу своего нового закона «О высшем образовании», от 01.07.2014, положила идею университетской автономии в академической, организационной и финансовой сферах. Россия, а, следовательно, теперь и Крым, напротив ориентированы на жесткую его централизацию. Значит, придется расстаться с мыслью о расширении полномочий ученых советов и коллективов университетов, в частности – возможностью самостоятельно выбирать ректора.
Практически ничего не изменится в иерархии образовательных квалификаций студентов и ученых степеней. На переходной период Россия признает ранее выданные дипломы кандидата и доктора наук. Украина же распрощалась со степенью «специалиста» и «кандидата наук», введя степени «младший бакалавр», «бакалавр», «магистр», «доктор философии» и «доктор наук», что соответствует мировым стандартам. Поэтому, обязательной частью диплома бакалавра, магистра, доктора философии является приложение к диплому европейского образца.
Российский закон только декларирует, что он направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств. В Главе VI «Международная деятельность в области образования» всего лишь упоминается «возможность реализации совместных образовательных программ». И если Украина стремиться добиться европейского признания своих дипломов, то Россия наоборот «упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании».
По факту, упрощения уже коснулись системы оценивания крымских студентов, перешедших от европейской Болонской (100 бальной модульной) системы на традиционно-советскую пятибалльную. Перескочив специалиста, российские магистры будут учиться на 1 год дольше.
Подчеркивая автономность системы образования, Украина отменила аккредитацию вузов и формулировка «учебные заведения III-IV уровня аккредитации» постепенно исчезает. Тем временем в России министр образования Дмитрий Ливанов постоянно грозится закрыть неблагонадежные вузы – в последнее время это становится тенденцией, учитывая проблемы с финансированием многих заведений.
Сознание определяет содержание
Как и у остальных бюджетников, после аннексии у преподавателей высшей школы увеличились оклады по сравнению с украинскими, а вот стипендии у студентов остались прежними. Учитывая, что цены в Крыму также стремятся догнать и перегнать российские, сложно сказать, насколько «надбавка» удовлетворила работников сферы образования. В самой России растет недовольство низкими окладами в вузах. «Смехотворно маленькие» зарплаты преподавателей недавно вызвали недоумение у самого министра образования РФ. По данным профсоюзов России, зарплаты в вышах со всеми надбавками составили: преподаватель – 9556 руб. (3037,37 грн.), доцент – 14497 рублей (4607,87 грн.), профессор – 21407 рублей (6804,21 грн.). Официальная средняя зарплата по России – 17 тыс. руб. Зарплаты ректоров, которые, напомним, назначаются, колеблются в пределах от несколько сотен тысяч до миллиона и более рублей. Именно ректорам предоставлено право устанавливать размеры зарплат, т.к. в России не прописаны минимальные базовые оклады в профессионально-квалификационных группах. По обещаниям местных крымских властей оклады преподавателей вузов будут в среднем 35 577 рублей (11308,15 грн.) – выше чем в Москве и Петербурге!
Если в Украине вузам предоставляется практически полная автономия, что немаловажно – прежде всего финансовая, то крымско-российские заведения продолжают быть заложниками бюджета. А бюджет в первую очередь проедается зарплатами и стипендиями, оставляя малую часть на развитие научной базы и финансирование научных программ. Поэтому совсем не случайной кажется обеспокоенность многих регионов России, что их стипендии и зарплаты урежут во благо поддержки крымских коллег.
Даже если зарплаты крымских профессоров и доцентов сохранятся на уровне сегодняшнего дня, то в пересчете на затраты рабочего времени, т.е. проведение занятий, научную и методическую работу, на них они вынуждены будут трудиться больше. По новому украинскому закону аудиторная нагрузка в целом снижена до 600 часов в год, тогда как в Крыму она сохраняется на уровне 90-х годов – с предельным уровнем 36 часов в неделю или 1512 час в год. Одновременно в Украине снизилась нагрузка и на студентов на 25-30%. Иначе говоря, вместо 30 часов в неделю они будут проводить 20 часов на лекциях и семинарах.
Скорее всего, вопрос о будущем крымского высшего образования сегодня просто неактуален. С нового года оно станет точной копией своего российско-советской системы и «…дело не только в самих колхозах, как социалистической форме организации, но прежде всего в том, какое содержание вливается в эту форму, – дело прежде всего в том, кто стоит во главе колхозов и кто руководит ими», – как писал И. Сталин.