Как рай превращался в ад: печальный опыт Абхазии

Аналізуй, Політика
Заброшенно здание университета в Гали Фото: www.theguardian.com

Заброшенное здание университета в Гали Фото: www.theguardian.com

На фоне процессов распада в СССР начинается «парад суверенитетов» автономных и не совсем образований: по итогам референдума 1991 г. вместо области была воссоздана Крымская АССР (существовавшая в 1921-1946 гг.), а Абхазская автономия в составе Грузинской ССР провозгласила себя Абхазской Советской Социалистической Республикой (такой статус республика имела в 1921-31 гг., входя при этом через Грузинскую ССР в состав Союза). Доминирование  идеологических принципов над нормами права или их полное игнорирование (вспомним советское правосудие времен Сталина), а также слишком частое переписывание конституций, подложили мину замедленного действия под всю советскую систему, которая «взорвалась», когда центральная власть ослабла.

После распада СССР, 23 июля 1992 г., абхазский парламент в нарушение собственной Конституции, не имея квалифицированного большинства, принимает решение о суверенитете Абхазской республики. В Грузии в этот период продолжался острый политический кризис. Так что момент был выбран крайне удачно.

В ответ на местный сепаратизм Грузия вводит войска. Так начинается грузино-абхазская война, унесшая тысячи жизней: по официальным данным было убито 4 тысячи грузин (около тысячи пропало без вести) и 4 тыс. абхазцев. 250 тысяч грузин (практически половина населения республики) бежали из Абхазии, опасаясь расправы. Война закончилась при посредничестве России подписанием Соглашения о прекращении огня и разделении сил в мае 1994 г.

Почему абхазский парламент решился на провокационный шаг? Почему не пошел цивилизованным путем: проведением референдума под международным контролем, на основании которого можно было бы претендовать на вполне легальный государственный статус? Ответ прост: из полумиллионного населения республики абхазы составляли только 95 тысяч. Референдум был проведен позже, когда грузин уже почти не осталось в стране.

26 ноября 1994 г. Республика Абхазия приняла Конституцию, провозгласившую ее независимость. Грузия и другие члены ООН, кроме четырех государств (России, Венесуэлы, Никарагуа и Науру), не признали абхазской государственности. «Дипломатическое» признание друзей по несчастью в лице Приднестровья, Нагорного Карабаха и «ЛНР» вряд ли можно считать успехом абхазской дипломатии.

Роль России в конфликте

Со стороны кажется, что Россия выглядела лишь посредником и миротворцем: при ее поддержке подписывались соглашения о прекращении огня. Она выступала гарантом их соблюдения, сдерживая агрессию абхазов и их союзников  (десятки тысяч боевиков из республик Северного Кавказа принимали участие в этой войне). Российские военные, находившиеся на советских военных базах в Абхазии, вроде бы соблюдали нейтралитет и… время от времени обстреливали грузинские позиции (исключительно в ответ на действия грузин). Российского оружия в Абхазии, конечно же, не было, а грузинские пассажирские самолеты сбивали купленными в военторге или на рынке в Гаграх  ракетами. После подписания Соглашения 1994 г. на территорию Абхазии вошли миротворцы СНГ – российские военные, которые находились здесь же на военных базах.

Но наиболее существенная роль Российской Федерации проявилась гораздо позже. Примерно с начала 2000 г. Россия постепенно восстанавливает хозяйственные контакты и транспортные связи с Абхазией, вопреки решению саммита СНГ, запрещающему любые контакты с Республикой. При этом, как обычно, российское руководство ссылалось на развитие контактов исключительно на частном уровне. Российская власть активно раздает паспорта РФ всем желающим, а вместе с ними пенсии и пособия. Учитывая, что экономика региона практически не функционирует, число желающих стать россиянами достигает 90%.

В 2008 г., после успешной  войны с Грузией за Южную Осетию, Российская Федерация признает независимость обеих республик – и Абхазии, и Южной Осетии, «учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов» и ссылаясь на их право на самоопределение. А  24 ноября 2014 г. Россия и Абхазия подписали Договор о союзе и стратегическом партнерстве, согласно которому создается общее оборонное пространство. Помимо этого Россия планирует увеличить финансовую помощь республике до 5 млрд. рублей в год.

Абхазия и Крым: схожий сценарий – разный итог

Итак, что объединяет и различает два сценария – абхазский и крымский?

Первое: обе территории имели при образовании СССР более высокий статус, который местная элита захотела восстановить, пользуясь слабостью центральных и региональных властей. Абхазия имела статус чуть ли не союзной республики до 1931 года, Крым – статус автономии до 1946 г. Статус Союзной республики  Абхазия вернула в 1990 г., а Крым –  автономный статус после референдума в 1991 г.

Второе: процедура провозглашения независимости. 5 мая 1992 г. парламент Крыма принял «Акт о независимости», которым была образована Республика Крым. На следующий день была принята Конституция Крыма. Украинским политикам пришлось приложить немало усилий для отмены этих документов в 1995 г.

Аналогичное решение о независимости абхазский парламент принимает 23 июля 1992 г.  Грузия в силу определенных внутриполитических причин выбирает не переговорный процесс, а военный сценарий, который в итоге привел к межнациональному конфликту и колоссальным людским жертвам.

Третье: роль российских военных. В обоих случаях российская армия играла значительную роль, но, если в Абхазии военные хотя бы соблюдали видимость нейтралитета, негласно помогая абхазам, то в Крыму все было совсем иначе.

Теперь о различиях.

Первое: временные рамки. Крымский сценарий был реализован спустя двадцать лет после абхазского, что внесло в него существенные коррективы. Украинская государственность уже состоялась, в отличие от грузинской начала 1990-х, поэтому провозгласить независимость Крым мог, но удержать – вряд ли. Соответственно, Россия стремилась решить вопрос максимально быстро, чтобы не дать опомниться ни украинской власти, ни мировому сообществу: 26 февраля захват «неизвестными вооруженными людьми» правительственных зданий, аэропорта, вокзала; 16 марта – проведение референдума о статусе полуострова. Результаты  подобного «волеизъявления», происходившего на фоне «зеленых человечков» с автоматами  были предопределены.

Второе: национальный фактор. В Абхазии россияне сделали ставку на абхазское меньшинство (абхазы составляли не более 20% населения республики в начале 1990-х), в Крыму – на русское большинство. И это значительно облегчило им задачу.

Третье: статус территории. По логике развития событий Крым должен был пополнить ряды непризнанных государств, но, поскольку всегда имел для России «сакральный смысл», стал вместе с Севастополем субъектом Российской Федерации. Правда, международного признания этот акт «доброй воли» так и не получил, и весь цивилизованный мир продолжает считать Крым территорией Украины, с каждым днем все больше ограничивая экономические, транспортные, визовые и другие возможности для крымчан. Иными словами: статус совсем другой, но проблемы фактически те же, что и для других непризнанных государств.

Схожі новини:

Коментарі