Деоккупация Крыма: Ответы на вызовы России

Аналізуй, Політика

украина - россияДеоккупация Крыма – это длительный процесс, который требует комплексного подхода как со стороны мировых акторов, для которых аннексия Крыма де-факто разрушила основы существовавшего миропорядка, так и для Украины, которая утратила суверенитет над частью своей территории.  Поскольку на данном этапе силовой сценарий не имеет шансов на реализацию, так как Запад не готов к войне с Россией, а Украина не имеет достаточного количества сил для возвращения контроля над полуостровом, то нашей стране остается рассчитывать на использование других мер. Украинские эксперты предложили такой арсенал средств на международной конференции “Милитаризация Крыма как угроза международной безопасности”. 

 

Военно-политический сектор: победить умом и технологиями

Военно-политические угрозы и технологии для их предотвращения детально проанализировал президент UA.RPA, бывший замминистра обороны Украины, адмирал Игорь Кабаненко.

кабаненкоПо мнению адмирала, для России существует две ключевых зоны интересов на территории Украины – это Таврическая зона, то есть сухопутный коридор в Крым, который позволит решить проблемы с обеспечением региона, и территория шельфа Черного и Азовского морей. 

“Оккупация Крыма породила для России проблему его обеспечения. Поэтому основная зона интересов России – это Таврическая зона, где расположены объекты по энерго- и водообеспечению Крыма. После того, как был разрушен стратегический план “Новороссия”, возник план сухопутного коридора для обеспечения коммуникативной связи Крыма с системой, которая расположена в Украине. Также угроза существует для нескольких районов в Черном и Азовском морях, где расположены полезные ископаемые на шельфе, которые уже разведаны и, в основном, добываются. Присутствует также  желание сделать Азовское море – внутренним российским морем, чтобы можно было использовать все его возможности: транспортные, природные ресурсы и т.д», – отметил Игорь Кабаненко.

Поэтому основные векторы противодействия российским угрозам, по словам  эксперта, в военно-политической сфере должны сводиться с одной стороны, к технологическим действиям – адекватная военная реакция противодействия, использование технологических стандартов НАТО  не только в сфере вооружений, но и в отношении боевой эффективности, а также изменение военной культуры и ментальности. Но все эти меры  можно реализовать только в совокупности с созданием сильной Украины с высокими стандартами жизни.

Энергетический сегмент:  Осложнение энергообеспечения Крыма с помощью технологических санкций

Оккупация Крыма кардинально изменила энергетический баланс в Черноморском регионе,  существенно сократив  шансы Украины на энергетическую независимость за счет потери шельфа Черного и Азовского морей, богатого  углеводородами.

“В результате (аннексии Крыма и войны на Донбассе – ред.) были отменены два соглашения о добыче нетрадиционного газа в Украине, невозможно добывать газ на глубоководном шельфе в Черном море. И если на сухопутных участках были вопросы, что там будет после разведки, то шельф был многообещающим, поскольку в смежном, румынском секторе Черного моря, были подтверждены большие запасы газа. Предварительные запасы оценивались  в 40% всех энергетических запасов Украины, и это очень серьезный потенциал, который мог бы иметь значение и для Украины, и для соседних стран Европы”, – считает  руководитель Центра глобальных исследований “Стратегия XXI века” Михаил Гончар.

Кроме того, аннексия Крыма открыла для России возможности для маневра в прокладке трубопроводов в Европу, которые теперь могут пройти вблизи крымских берегов или даже по территории самого полуострова.  Правда, открытым остается вопрос покупателя природного газа, поскольку Европа все больше говорит о своем стремлении к энергонезависимости от России, а, значит, вряд ли будет содействовать появлению новых газопроводов.

gonchar800-640x360С другой стороны, оккупация Крыма создала самой России массу проблем с обеспечением полуострова, среди которых электроэнергия с осени 2015 года стала играть главенствующую роль. Крым – это энергодефицитный регион, который зависел от поставок электричества с материковой Украины. После провала проекта “Новороссия” и энергоблокады Крыма Россия столкнулась с серьезной проблемой обесточивания полуострова. Частично ситуацию смогли разрешить за счет увеличения собственной генерации, использования мобильных газо-турбинных установок и дизель-генераторов, а также пресловутого энергомоста, о котором крымане много слышали, но почти не видели, поэтому просто вынуждены верить в его существование.  Однако  на самом деле Россия сможет решить проблемы энергообеспечения региона не ранее 2019 года, когда будут запущены энергоблоки на Ростовской АЭС и проложены новые ЛЭП в Крым. 

Энергодефицитность Крыма должна стать ахиллесовой пятой России, с помощью которой можно как ограничивать возможности России на полуострове, так и максимально увеличить ее затраты на обеспечение полуострова электроэнергией.

 

“Россия не может самостоятельно обеспечить Крым электричеством. Например, высоковольтные подводные кабели в России не изготавливаются, поэтому для прокладки энергомоста пришлось привлекать китайского поставщика. Эффективная газо-турбинная генерация в Крыму невозможна без установок немецкого “Siemens”. Соответственно, Украина должна действовать на опережение, блокируя работу компаний, которые могут содействовать России в этом вопросе”, – считает Гончар.

По мнению эксперта, такая позиция Украины позволит значительным образом повысить цену содержания Крыма для России. Поэтому энергоблокаду полуострова необходимо продолжать, попутно отстаивая свое право на шельф вместе с “национализированным” имуществом “Черноморнефтегаза”, который является дочерним предприятием НАК “Нафтогаз Украины”. 

Информационно-психологический сегмент: целевая аудитория и механизмы влияния

покальчукУкраинский психолог и писатель Олег Покальчук главную угрозу гибридной войны, проводимой Россией, видит в том, что она не имеет границ.

“Гибридная война не ограничивается Крымом, она не имеет границ. Поэтому сегодня мы все – крымские татары. Вся Европа сегодня – это Крым. Для информационного влияния нет границ и каждый сегодня подвержен ему” – предупреждает он.

Успех Росии в информационной войне психолог объясняет разными факторами, среди которых главный – это аморальность самой России, что затрудняет сам процесс общения цивилизованных стран. 

“Мы имеем дело с государством-психопатом, которое аморально, в принципе. Поэтому, когда мы пробуем апеллировать к России, то мы ограничены моральными и этическими канонами. Успех российских информационных средств как раз в том, что они не обращают внимания на мораль”, – считает Покальчук.

Кроме того, россияне используют низменные людские качества для привлечения на свою сторону чиновников и силовиков: кто даст больше денег и гарантии, тому и будем служить. Поэтому для противодействия этой информационной агрессии необходимо правильное определение целевых аудиторий и механизмов влияния с учетом психологических особенностей человеческого поведения.

“С людьми нужно говорить их языком, прислушиваться к консультациям местных специалистов, чтобы не демонстрировать, что “киевские уши” притаились за этими действиями”, – подытоживает эксперт.

Деоккупация Крыма – это отнюдь не быстрый и чрезвычайно сложный процесс, который требует колоссального напряжения сил украинского государства и украинского общества. И пройти этот путь можно, вооружившись четкой стратегией противодействия агрессору, в которой на каждый шаг России будет прописана серия адекватных действий. 

Схожі новини:

Коментарі