О позиции Турции относительно аннексии Крыма, законе РФ о свободной экономической зоне Крыма, а также о последних событиях в Грозном в беседе с телеведущим Александром Янковским в эфире программы “Голос Крыма” говорит директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
Игорь, в день визита Владимира Путина в Турцию, 1 декабря, крымских татар, которые работают в бюджетной сфере, собрали на центральной площади в Симферополе. На ваш взгляд, что происходит сейчас в Крыму?
Если говорить в целом, то продолжается оккупация. Как и в период любой другой оккупации, существует достаточно большое количество коллаборационистов, которые активно сотрудничают с оккупационной властью. Так было во все времена. Я думаю, что речь идет о внутренних крымских раскладах. Это демонстрация лояльности. Конкуренция в Крыму существует и для людей, которые организовали это «собрание», важно, чтобы кто-то, когда-то, при определенных обстоятельствах шепнул на ушко Путину или представителям его администрации о том, что лояльные крымские татары вышли на митинг в поддержку президента РФ.
Крымские татары возлагали большие надежды на Турцию, рассчитывая на ее резкую оценку по поводу оккупации Крыма. Но этого не произошло. Почему?
Это уже не та ситуация, когда в свое время турецкие руководители могли сделать демарш и уехать с совещаний, заседаний, демонстрируя свое несогласие с политикой Израиля, США и так далее. Их встречали восторженные толпы в аэропорту, солидаризируясь с их позицией. Сегодня это не так. У меня есть несколько версий, почему так произошло. Мне кажется, что у Турции перед Россией имеется определенный комплекс. Турки проигрывали русским несколько раз войны. Это определенный страх перед северным соседом – большой страной, которая плохо контролирует свои эмоции. Вторая версия заключается в том, что Эрдоган увидел, что сейчас он может получить определенные дивиденды. Например, использовать тот же крымско-татарский козырь в разговорах с Путиным и выторговать для себя какие-то преференции в экономическом плане. Понятно, что крымско-татарский вопрос – это маргинальный вопрос. Он никогда не был главным вопросом турецкой политики. И, скорее всего, он создавал для турков неудобства, нежели преимущества.
Когда люди в Крыму начнут задумываться о том, что они сделали что-то не так?
Никогда. Они видели другую Россию на телевидении в сериалах. Они хотели присоединиться к этой России, а еще лучше к жизни в старых советских фильмам их молодости. Сегодняшние условия им, конечно же, не нравятся. Но люди, по большому счету, не склоны признавать свои ошибки.
В России в четверг около часа ночи группа неизвестных на трех автомобилях напала на пост дорожно-патрульной службы в Грозном (столица Чечни). Затем боевики проникли в Дом печати, где располагаются республиканские федеральные СМИ. Силовики блокировали и обстреляли здание. В центре Грозного был введен режим контртеррористической операции. Что там происходит?
Это сложно понять. Есть версия, которой пытаются придерживаться федеральные СМИ и тот же самый Кадыров. Мол, это чистая случайность, так сложились обстоятельства. Есть версия, которой придерживаются правозащитники. Согласно этой версии, это спланированная операция, которая проводилась силами людей больше, чем девять человек. Главная задача произошедшего – показать, что режим Кадырова в настоящий момент не контролирует ситуацию в Республике. И в любой момент вооруженные подразделения, противостоящие режиму или Москве, могут войти в столицу Чечни. Надо понимать, что за этот период в Чечне сформировалось устойчивое большинство людей, которые считали, что лучше худой мир, чем война. И в рамках этого худого мира они в целом поддерживали Кадырова и Путина, потому что они уверены в том, что это именно та стабильность, которую им обещали. Сейчас события сигнализируют о том, что все это очень призрачно. Это сигнал людям в Чечне о том, что игра еще не сыграна.
Кого официальная российская власть объявит в этом виновным?
Дело в том, что вряд ли сейчас кого-то объявят виновным, поскольку Кадырова в этом обвинить нельзя. Соответственно, Кремль постарается все это дело замять. В противном случае придется признать, что российская армия не контролирует ситуацию в Республике.
Для чего Россия приняла закон о свободной экономической зоне Крыма?
Им ведь надо как-то ответить на украинский закон о свободной экономической зоне. Вот они и приняли подобный закон. У меня складывается впечатление, что в сложившейся ситуации Россия пытается просто обезьянничать. Но это не имеет никакого значения, потому что все знают, что игра будет короткая.