Начало читайте здесь
Крымское золото скифов
На сегодняшний день из всех крымских ценностей Украина имеет больше всего шансов вернуть себе “золото скифов” – коллекцию крымских ценностей скифского периода, которая еще до аннексии была вывезена в составе украинской экспозиции на выставку “Крым: золото и секреты Черного моря” в Германию и Нидерланды. Крымская часть коллекции включает около 500 экспонатов (в основном, керамические и деревянные изделия), которые оценивают в 1,5 млн евро.
В августе 2014 года, когда выставка закончилась, музей Алларда Пирсона, где находилась экспозиция, вернул киевские экспонаты в Украину, а по вопросу крымской части коллекции вступил в переговоры с двумя странами – Россией и Украиной. Россия настаивала на том, что крымские экспонаты должны вернуться в те музеи, откуда их брали для выставки.
Украина отстаивала точку зрения, что крымские экспонаты включены в ее Музейный фонд и являются собственностью Украинского государства. Будучи далеким от политики, музей Алларда Пирсона решил передать дело на рассмотрение суда.
В ноябре 2014 года четыре крымских музея, где ранее размещались экспонаты из выставочной коллекции, подали коллективный иск против музея Алларда Пирсона, требуя вернуть им “золото скифов”. Крымские музейщики и российские юристы апеллируют к тому, что контракты подписывались от имени музеев, значит, им и следует возвратить экспонаты. Правда, сознаются, что в контрактах не было отдельных пунктов по поводу возврата коллекции. “Контракт был стандартный. Отдельного пункта о возвращении не было, но по духу и букве документ допускает это возвращение”, – рассказал директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
В апреле 2015 года Окружной суд Амстердама признал Украину стороной конфликта, поскольку “Украина считает себя собственником этих предметов, а значит, имеет интересы в этих обстоятельствах”. При этом советник российского президента по культуре Владимир Толстой считает, что судебная тяжба может длиться годами, поскольку легитимного судебного решения не существует.
“Это очень затяжной вопрос, и длиться он может годами. Это зависит, конечно, и от общей политической конъюнктуры, потому что прямого судебного решения легитимного вынесено быть не может”, — подчеркнул Толстой.
Судебное заседание в Амстердаме назначено на 5 октября 2016 года. Тем временем, в июне 2016 года Печерский суд Киева принял решение об аресте крымской коллекции скифского золота, которая находится в Голландии.
“Музейные экспонаты являются собственностью государства Украина”, — говорится в решении суда. Если в Нидерландах это решение украинского суда будет проигнорировано или Киев получит отрицательный ответ, по мнению Генпрокуратуры, Украина имеет полное право идти в международный арбитраж и требовать компенсации.
Вывоз культурных ценностей из Крыма
Через несколько дней после официального оформления аннексии Крыма, 29 марта 2014 года, народный депутат Украины Владимир Арьев на заседании Верховной Рады заявил о том, что из Крыма массово вывозятся культурные ценности. По его информации, первыми под вывоз попали картины Айвазовского из Феодосии и экспонаты из фондов Херсонеского заповедника. “Власти” Крыма и сотрудники музеев поспешили опровергнуть эту информацию.
21 октября 2015 года глава постоянной делегации ВРУ в Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС) Людмила Денисова заявила о том, что в российский Эрмитаж (Санкт-Петербург) вывозят экспонаты из крымских музеев – Херсонеса, музеев Судака и центрального музея Тавриды в Симферополе.
Пресс-служба Эрмитажа опровергла и эту информацию. “Они это говорят не в первый раз. Мы не знаем, откуда они это взяли, но такие вбросы происходят с периодичностью примерно раз в два месяца. Мы ничего из Крыма не вывозим”, – пояснили в Эрмитаже. Тем не менее, с 24 октября 2015 года по 24 января 2016 года в Эрмитаже проходила выставка “На земле грифона. Античная археология Эрмитажа в Крыму”, где были представлены предметы из коллекции Восточно-Крымского историко-культурного заповедника в Керчи.
В июне 2016 года в Третьяковской галерее в Москве открылась выставка, приуроченная к 200-летию Ивана Айвазовского, на которую отправили работы художника из Крыма. “Министр” культуры Крыма Арина Новосельская сообщила, что на выставку в Москву 11 июля вывезли 38 работ Айвазовского. Затем выставка продолжится в Санкт-Петербурге.
При этом директор феодосийской галереи уверена, что переживать за сохранность картин не стоит. “Мы передаем картины известному музею – Третьяковской галерее, а не какой-то частной коллекции. Там будут и другие ценные и редкие экспонаты, поэтому охрана экспозиции обеспечивается на высоком уровне. Существует и специальная процедура передачи-приема картин. По завершении мероприятий эксперты галереи Айвазовского проведут проверку соответствия оригиналов”, – подчеркнула Татьяна Гайдук.
Правда, на материковой Украине не разделяют такого оптимизма крымчан.
“С картинами Айвазовского может случиться все что угодно. Их могут украсть под видом реставрации на многие годы или под другими предлогами”, – предполагает эксперт Фонда “Майдан иностранных дел” Андрей Клименко.
“Картины Айвазовского из галереи в Феодосии — часть государственного музейного фонда Украины. Министерство культуры как центральный орган исполнительной власти должно давать разрешение на перемещение таких объектов. Соответственно, все, что осуществляется без этого разрешения, является незаконным”, – подытоживает начальник управления музейного дела и культурных ценностей Министерства культуры Украины Василий Рожко.
Реакция Украины
Кроме заявлений соответствующих ведомств и политиков о недопустимости вывоза объектов культурного наследия из Крыма, других шагов со стороны государства практически не предпринимается.
В частности, 3 октября 2015 года Министерство культуры отреагировало заявлением на перевод в федеральную собственность музея-заповедника “Херсонес Таврический”, выразив возмущение действиями российской стороны. Минкульт напомнил, что “Стародавний город Херсонес Таврический и его хора” (5 в. до н.э – 14 в.н.э.), размещенный на территории Национального заповедника “Херсонес Таврический”, внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2013 году от имени Украины. Кроме того Минкульт акцентировал внимание на том, что все объекты, расположенные на территории АР Крым, являются объектами культурного наследия Украины.
5 октября 2015 года ситуацию с Херсонесом прокомментировал МИД Украины, призвав ЮНЕСКО в соответствии с резолюцией ООН от 27 марта 2014 года, которая требует сохранения территориальной целостности Украины, не признавать никаких изменений, происходящих на территории АР Крым и города Севастополя.
В октябре 2015 года, в ответ на придание 220 крымским памятникам статуса объектов федерального значения Министерство культуры Украины также выступило с заявлением, назвав данные действия России противоправными.
“Решение РФ включить памятники культурного наследия Крыма и их территории в Единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ является противоправным”, – сообщила пресс-служба Минкульта.
В свою очередь, прокуратура АР Крым открыла уголовное производство по факту незаконного завладения должностными лицами правительства РФ объектами культурного наследия Крыма.
13 июля 2016 года Минкульт выступил с заявлением по поводу вывоза картин Айвазовского в Россию, призвав международное сообщество и соответствующие ведомства иностранных государств остановить сотрудничество с российскими учреждениями в сфере культуры, которым передаются ценности, вывезенные из Крыма.
При этом, только в конце 2015 года Украина наконец-то приступила к созданию реестра культурно-исторических ценностей, которые находились на временно оккупированных территориях Крыма и Донбасса.
Пока же оккупанты вывозят из Крыма культурно-исторические ценности полуостров наполняют объектами сомнительного культурного содержания. Так, в феврале 2015 года в Ливадии установили памятник “Большой тройке” во главе со Сталиным. Симферополь “украшают” монументами российской, призванными увековечить российскую аннексию полуострова: в городе установили монумент Екатерины Второй, которая в 1783 году впервые аннексировала Крым, и памятник “вежливым людям” – российским оккупантам, которые захватывали Крым в феврале-марте 2016 года. И этим россияне явно ограничиваться не собираются.
Создается впечатление, что вывозя подлинные культурные ценности Крыма, оккупационные власти устанавливают на полуострове низкопробные памятники с определенной целью: они призваны символизировать неразрывную связь полуострова с Россией и одновременно выступать новыми визитными карточками Крыма вместо разрушающихся и вывезенных культурных артефактов.
Ольга Ефимова