История Ирины (имя изменено) – одна из многих историй тех, кто вынужден был покинуть оккупированный полуостров, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких. Теперь она в безопасности – живет и работает в Черновцах, но мысли о Крыме и родном доме ни на минуту не покидают.
Я принимала участие в крымском Евромайдане. В Киев поехать не могла по семейным обстоятельствам, но по вечерам хоть на пару часов приезжала на площадь Ленина – на наш симферопольский Майдан. О том, что в Крыму готовится переворот, я знала примерно с 15-16 февраля – крымские депутаты не скрывали своих намерений, хотя это было абсолютно противозаконно. Когда же произошёл вооружённый захват административных зданий, а “зеленые человечки” заблокировали воинские части, первой реакцией на происходящее стала растерянность – в это просто невозможно было поверить.
Потом ждала какой-то реакции из Киева, не отходила от телевизора и радиоприёмника, но кроме настойчивых просьб сохранять спокойствие и избегать провокаций ничего не было. Постепенно пришло осознание, что нас бросили и помощи ждать бессмысленно, но нужно делать хоть что-то.
Тогда я присоединилась к группе “Женщины Крыма за мир” и начала выходить с ними на проукраинские акции. Что я чувствовала? Страх, разочарование, ненависть, нереальность происходящего, отчаяние и одновременно какую-то иррациональную надежду и мрачную решимость – готовность к партизанщине. Я была словно Алиса из сказки Льюиса Кэррола: сложно было поверить даже собственным глазам, ещё сложнее – осознать происходящее.
Спустя какое-то время начались преследования со стороны ФСБ – беседы в центре “Э” (Центр МВД по противодействию экстремизму – ред.), угрозы мне и моей семье. В итоге я решила уехать из Крыма. Сейчас живу и работаю в Черновцах.
Конечно, нелегко начинать все с нуля на новом месте. Да и от государства помощи особой не предвидится. А в целом ситуация с переселенцами довольно грустная. Самая большая проблема – это жилье. Когда есть крыша над головой, все можно преодолеть.
А так, в Черновцах, например, аренда однокомнатной квартиры стоит от 2000 грн в месяц, двухкомнатной – от 3000 грн. Плюс коммуналка, которая зимой для “однушки” не меньше 600 грн. Субсидию оформить сложно – хозяева квартир не хотят оформлять и регистрировать официальный договор аренды, чтобы не платить налоги. Социального жилья, которое обещало государство – нет. В итоге зарплата 4000 грн плюс социальная помощь, которая, например, на работающего взрослого и ребёнка составляет 1326 грн.
Наверное, стыдно просить что-то у государства в условиях войны, но оно может оказывать помощь переселенцам в получении возмещения материального ущерба от агрессора в международных судах.
Можно разработать программу программу посильного ипотечного кредитования, создать единую базу данных переселенцев, с которой могли бы работать зарубежные доноры, готовые помочь с решением жилищной проблемы. Ведь есть много таких, кто не хочет возвращаться или уже некуда. Это те шаги, которые не требуют финансовых затрат, но могут существенно помочь.
А вообще, после переезда я окончательно разделила для себя государство и страну. От государства жду только одного – чтобы не мешало.
Страна же не перестаёт меня восхищать и наполнять гордостью.
С одной стороны, я в какой-то степени открыла для себя Украину, увидела ее другими глазами, полюбила ещё сильнее. Но, с другой стороны – не могу сказать, что я дома. И я продолжаю надеяться на возвращение моей малой Родины, моего маленького Крыма. И это рвёт на части. Я готова ждать, делать всё возможное и невозможное для возвращения, но не вижу ни внятного плана, ни государственной стратегии по деоккупации Крыма. Только хаотичная и, зачастую, запоздавшая реакция, пустые разговоры и неаргументированные прогнозы.
А если честно, самая большая проблема – это усталость. Больше всего от неопределённости. Сложно планировать какое-то будущее – живёшь одним днём в каком-то безвременье. Людей сторонюсь, живем замкнуто, чтобы ни с кем близко не сходиться – а вдруг завтра домой? Крымчане в основном общаются между собой, потому что у нас одна беда и боль на всех – друг друга понимаем без слов.
Но я ни секунды не сомневаюсь в том, что Крым вернётся в Украину – это лишь вопрос времени.
Там моё детство, память, дело моей жизни, построенный своими руками дом, там осталась душа, там моё море и весенний ветер.