В Киеве прошла презентация дорожной карты “Антология современной крымской мифологии: русские и украинские мифы о Крыме, крымчанах, крымских татарах и аннексии”, в которой эксперты развенчали 30 самых популярных мифов о Крыме.
В презентации приняли участие советник Министра информационной политики Украины Эмине Джеппар, журналист, телеведущий Павел Казарин, историк, сотрудник Украинского института национальной памяти Сергей Громенко, руководитель проекта Радио Свобода “Крым.Реалии” Владимир Притула. Издание адресовано, в первую очередь, журналистам, дипломатам и экспертам, которые занимаются крымской проблематикой.
По мнению Владимира Притулы, главная задача данного издания – помочь журналистам доносить правду о Крыме для своих читателей и зрителей.
“Я вообще мифы не люблю: неправда – это неправда. Я надеюсь, что эта брошюра поможет нашим коллегам – украинским, и не только украинским, журналистам в том, чтобы доносить правду о Крыме своим читателям, слушателям, зрителям. Не являясь профессиональными борцами с мифами, мы их разрушаем. Мы, крымчане, к сожалению, во многом причастны к этим мифам, и кому, как не нам, эти мифы развенчивать”, – пояснил Владимир Притула.
Историк Сергей Громенко на примере одного лишь мифа доказал, что все российское мифотворчество о Крыме представляет собой неустойчивую конструкцию, которую легко разрушить с помощью цифр и исторических фактов.
“Самый популярный миф – это миф о том, что “Крым – это исконно русская земля”. Это фундаментальный миф, из которого могут выйти и все остальные. Например, о том, что крымский народ просто воссоединился с Россией или о выселении крымских татар, или о “подарке” Хрущова. Но это неправда. Русские в Крыму были маргинальным меньшинством: по ревизии 1793 года – через 10 лет после аннексии Крымского ханства Российской империей, русских на полуострове проживало 6 тысяч. Рост их численности связан не с естественными причинами, а стал результатом механического давления на крымских татар: в 1860-х годах произошел перелом, когда число эмигрировавших крымских татар, превысило число оставшихся. За счет переселения крестьян из России число россиян на полуострове превысило количество крымских татар только в 1902 году”, – доказывает Громенко.
Для того, чтобы противостоять российским мифам, украинцам необходимо самим демифологизировать ряд своих представлений о Крыме, считает Павел Казарин.
“В украинском сознании много мифов о Крыме, с которыми мне и моим коллегам неоднократно приходилось сталкиваться. Чем живет Крым? Кто такие крымские татары? Почему на полуострове политика Кремля, которая завершилась аннексией, увенчалась успехом? Раз за разом, сталкиваясь с таким непониманием, ты понимаешь одно: если у вас существует информационный вакуум и вы его сами не заполняете, за вас его всегда заполняет ваш визави”, – считает Павел Казарин.
Данное издание будет переведено на украинский и английский языки, и выложено в электронном варианте на сайте “Крым.Реалии”.