Российские миллиарды для Крыма: радужные планы и суровая реальность

Аналізуй, Економіка

инвестиции крымКогда весной 2014 года Россия аннексировала украинский Крым, Москва обещала его жителям “золотые горы”: и дороги построим, и школы с детскими садами отремонтируем, и предприятия восстановим. Крымчане с упоением слушали эти сладостные речи в предвкушении безбедной жизни. Но время идет, а жизнь тех, кто под триколорами бегал на “референдум”, в лучшую сторону не меняется. Российские “власти” в очередной раз предлагают подождать, откладывая на потом финансирование инвестиционных проектов на оккупированном полуострове.

Крым в российском бюджете

В 2014 году финансирование Крыма осуществлялось из внебюджетных фондов, поэтому местные жители ощутили весомый прилив денежной массы в своих карманах, что было особенно приятно на фоне действовавших на тот момент украинских цен на товары.  

Однако, уже в 2015 году расходы на Крым включили в российский бюджет, четко обозначив финансирование региона. Согласно первоначальной редакции бюджета 2015 года, доля федеральных вливаний в казну полуострова составляла 50,7 млрд рублей (порядка $900 млн на 1 января 2015 года) или 76% всей крымской казны. Летом 2015 года в Крыму поняли, что выделенных из центра средств не хватает, прежде всего, на социальные нужды – зарплаты врачам и учителям, а потому обратились в Москву за дополнительными деньгами.

Во втором полугодии 2015 года бюджет Крыма меняли еще несколько раз, каждый раз увеличивая долю федеральных вливаний. В итоге к концу года общая сумма дотаций из центра достигла 80,2 млрд рублей ($1,1 млрд на 25 декабря 2015 года).

К планированию крымских расходов на 2016 год в Москве подошли уже более взвешенно и пообещали выделить только 43,5 млрд рублей (около $600 млн), что составило 66%  бюджета Крыма. Доля федерального центра в финансировании Севастополя составила только 52% (8,8 млрд рублей или  $125 млн).

Чтобы избежать повторения ситуации 2015 года с постоянным пересмотром бюджета, в Кремле решили ввести ряд ограничений для любящих деньги крымских чиновников.

левандовский

Экс-“министр” финансов Крыма Владимир Левандовский

В частности, все доходы, полученные в Крыму сверх плана, теперь решили делить на две части: 70% местные “власти” могут тратить тратить по своему усмотрению, а 30% перейдут на погашение федеральных дотаций полуострову. Для минимизации бюджетных корректировок в федеральном центре разработали специальный механизм.

“Нашли такой метод: если мы вносим корректировки и они (министерство финансов РФ – ред.) видят, что это неправильно запланированные расходы, значит, эта сумма полностью уходит на погашение дотации, а если видят, что это было по объективным причинам, то разрешат 50% оставить у нас и 50% будет уходить на погашение», – пояснял осенью 2015 года теперь уже экс-“министр” финансов Крыма Владимир Левандовский.

Такими методами Крым приучают к переходу на самофинансирование. Однако, вряд ли на то способен дотационный регион, который на протяжении 25 лет привык получать субсидии из центра – ранее в гривнах, теперь в рублях.

Федеральная целевая программа: миллиарды, не дошедшие до Крыма

Помимо трансфертов из федерального бюджета для оккупированных Крыма и Севастополя летом 2014 года была принята Федеральная целевая программа (ФЦП) на 2015-2020 годы.

В рамках этой Программы  предусматривается выделение более 700 млрд рублей (около $10 млрд) на реализацию 650 проектов на территории Крымского полуострова. Это строительство автомобильных дорог, линий электропередач,  систем водоснабжения и канализации, школ, детских садов, больниц и многих других объектов. 

улюкаев

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев

Однако с первых дней 2015 года возникли проблемы с перечислением средств в Крым: то крымские “власти” что-то напутали в расчетах, то в Москве “министерство по делам Крыма” ликвидировали, то бюрократическая машина мешает. В общем, к концу года, по словам местной “власти”, до полуострова дошло всего 3,6 млрд, да и то последний транш перевели 30 декабря. Понятно, что освоить смогли только третью часть денег, пришедших в Крым – 978,8 млн рублей. При  этом в федеральном центре отчитались, что освоили все-таки гораздо больше – 22,6 млрд из запланированных 100 млрд рублей.

“Освоение 22,6 млрд руб в основном на первом этапе – это проектно-изыскательские работы, в гораздо меньшем объеме – строительно-монтажные”, – пояснил российский министр экономического развития  Алексей Улюкаев во время своего недавнего визита на полуостров. 

В январе 2016 года специально для управления реализацией ФЦП в Крыму создали Генеральную Дирекцию, которую возглавил бывший советник севастопольского “губернатора” Андрей Никитченко. По планам Москвы данная структура будет состоять из федеральных чиновников, которые приедут в Крым для оказания методической помощи местным “властям” в процессе подготовки документации. 

Иными словами, приедут московские специалисты учить нерадивых крымчан уму разуму. А если не смогут научить – не их вина, ведь вся ответственность за выполнение Программы все равно ложится на плечи крымской оккупационной власти. 

А чтобы крымские чиновники не расслаблялись, в Москве для них приготовили еще один неприятный сюрприз в виде Соглашения о реализации ФЦП. Согласно пока еще проекту данного документа, за каждую оплошность крымские “власти” будут платить рублем. Например, если по вине местных чиновников (иных виноватых просто быть не может) будут нарушены сроки выполнения Программы, прекратится перечисление средств из федерального бюджета. Если крымчане не представят отчетность в установленный срок, то должны будут заплатить неустойку в размере 0,1% от стоимости контракта, а если подадут в центр ложную информацию, то размер пени возрастет до 0,2% от стоимости контракта. 

А как тут успеть, если Москва поставила задачу до конца мая ликвидировать отставание сразу по 189 проектам? Видимо, можно уже сейчас подсчитывать сумму пени. 

Самым актуальным для крымских чиновников оставался вопрос о том, сколько же денег получит полуостров для реализации ФЦП. И здесь начинается самое интересное. 

По словам главы Генеральной Дирекции по реализации ФЦП Андрея Никитченко, из центра готовы отправить 31 млрд рублей ($800 млн), но только в том случае если в Крыму подготовят необходимые документы с соблюдением всех лимитов. Однако, согласно бюджету ФЦП на 2016 год предусмотрено выделение 148 млрд рублей. Если верить отчетам о реализации Программы, то с 2015 года должно было остаться чуть меньше 80 млрд неосвоенных рублей. То есть сумма на 2016 год с учетом остатка прошлого года превышает 220 млрд рублей (около $3 млрд).  Если вычесть из нее 23 млрд рублей, которые Улюкаев перенес на 2017 год, получается порядка 200 млрд. Крыму же готовы перечислить только 31 млрд рублей. 

Не трудно догадаться, что с таким финансированием Крым вряд ли дождется реализации запланированных проектов. А федеральные власти тем временем будут искать козлов отпущения, виновных в “саботаже” строительства федеральных объектов. Деньги будут потихоньку оседать в карманах тех, кому они изначально предназначались, а крымчане и дальше будут слушать сказки о миллиардах, которые Россия пообещала отправить на полуостров. 

Сергей Марченко

для “Под прицелом”

Схожі новини:

Коментарі