Украинское государство в силу неповоротливости, бюрократических процедур, а иногда и откровенного саботажа власть имущих слишком медленно и зачастую неохотно занимается крымской проблематикой. Поэтому инициативу в вопросах разработки стратегии деоккупации и защиты прав крымчан по обе стороны от админграницы взяли на себя гражданские активисты.
Стратегия деоккупации и защита крымчан
Важнейшую роль в становлении крымского гражданского общества сыграло движение “Евромайдан-Крым”, которое только недавно получило статус общественной организации, но именно его основатели сегодня играют центральную роль в обсуждении и решении вопросов оккупированного Крыма. Хотя цель организации прописана как “удовлетворение и защита прав крымчан на полуострове и материке”, одним из важнейших достижений своей работы глава организации Сергей Мокренюк считает “разработку собственного контента будущего Крыма как неотъемлемой части Украины”.
Формирование стратегии деоккупации и постоккупационного обустройства Крыма совместно с защитой прав крымчан обозначены главными целями правозащитной группы по делам Крыма “20 февраля“, которую возглавляет экс-министр курортов и туризма АР Крым Александр Лиев. Правда, реальными результатами работы активисты организации поделиться с нами так и не смогли.
Права крымчан: от мониторинга до обеспечения
Ряд общественных организаций сконцентрировали свою деятельность исключительно на защите прав человека, как на материковой Украине, так и, по мере возможности, в аннексированном Крыму.
Крымская правозащитная группа, как сообщается на сайте организации, занимается в основном мониторингово-информационной деятельностью: эксперты собирают сведения о нарушениях прав человека на оккупированном полуострове, распространяют информацию в СМИ и среди международных правозащитных институций.
Правозащитная общественная организации “Сила права” свою главную задачу видит в том, чтобы помочь пострадавшим от российской агрессии в Крыму и на востоке Украины получить компенсацию от страны-агрессора. На данном этапе юристам организации уже удалось доказать сам факт агрессии России против Украины и добиться судебного решения об аресте “кредита Януковича” – 3 миллиардов долларов, взятых в 2013 году у России. По словам члена координационного совета организации, экс-нардепа Украины Андрея Сенченко, эти средства должны пойти на выплату компенсаций пострадавшим от действий России – военным, переселенцам и др.
Защитой прав вынужденных переселенцев на материковой Украине активно занимаются юристы Крымской приемной Украинской Хельсинской группы по правам человека.
“Только за 9 месяцев этого года нашей приемной предоставлено 713 консультаций, подготовлено более 50 исков граждан по фактам нарушения их прав, 15 дел юристы приемной сопровождают в судах”, – рассказала нам юрист крымской приемной Анна Рассамахина.
По словам правозащитницы, наиболее серьезная проблема, существующая сегодня в политико-правовом поле Украины – это подзаконные акты, которые не позволяют реализовать нормы законов. “У исполнительной власти просто отсутствует ответственность за реализацию норм закона. Мы пытаемся создать прецедент, который поможет преодолеть это негативное явление”, – поясняет юрист.
Проблемой получения образования жителями оккупированного Крыма на материке занимается в настоящее время Центр гражданского просвещения “Альменда“, который был создан в Крыму до оккупации, а затем возобновил работу на материковой Украине. Благодаря активным усилиям координатора образовательных программ Центра Валентины Потаповой удалось добиться запуска дистанционного обучения и экстерната в масштабах Украины для детей из оккупированных территорий, а также введения льготного порядка поступления в вузы материковой Украины для крымчан.
Вынужденные переселенцы: от помощи до создания образовательных центров
Решение проблем вынужденных переселенцев – основная задача общественной инициативы “КрымSOS“, которая на сегодня имеет 5 офисов (в Киеве, Херсоне, Львове, Полтаве и Запорожье) и представлена в 17 областях Украины.
По словам координатора организации Евгении Андреюк, “КрымSOS” начинался со странички в сети Facebook для предоставления актуальной информации о событиях в Крыму с начала оккупации полуострова Россией. Затем активисты стали помогать заблокированным украинским военным, потом переселенцам из Крыма и востока Украины. “Мы постепенно превратились в многопрофильную организацию, работающую для де-оккупации Крыма и системного решения проблем, вызванных военным конфликтом в Крыму и на востоке”, – поясняет Евгения.
Сфера деятельности “КрымSOS”, действительно, разнообразна – от оказания юридической и гуманитарной помощи (за два года на сумму в 8 млн грн через разнообразные программы) до курсов по бесплатному изучению английского языка.
По словам координатора, за два года работы около 200 тысяч переселенцев из Крыма и Донбасса получили через организацию различные виды помощи, было оказано порядка 30 тысяч юридических консультаций, 1000 семей оказали содействие в обеспечении жильем, поддержано около 100 бизнес-инициатив вынужденных переселенцев.
Созданная в 2014 году по инициативе крымских переселенцев организация “Крымская диаспора” в своей работе ориентирована на сотрудничество с украинской властью и международными донорами для решения проблем вынужденных переселенцев. Поэтому результаты деятельности организации довольно обширны: от проведения бизнес-тренингов для переселенцев до открытия школы семейного типа в столице Украины.
Экспертно-информационная работа и национальный вопрос
К числу экспертных организаций, которые занимаются, в том числе и вопросам Крыма, следует отнести фонд “Майдан иностранных дел“, позиционирующий себя “экспертной и гражданской платформой в сфере внешней политики”. Одно из самых главных достижений фонда – подготовка пока единственной в Украине “Стратегии деоккупации Крыма”. Эксперты фонда готовят аналитические материалы, охотно дают комментарии в СМИ и читают лекции по крымской проблематике.
“Таврическая гуманитарная платформа” была создана в Крыму в 2013 году для развития гуманитарных связей между Крымом и другими регионами Украины. По словам координатора организации Андрея Иванца, переехав на материк после оккупации, активисты сосредоточили свое внимание на защите прав переселенцев и организации историко-просветительских мероприятий в регионах Украины, среди которых телемарафон “День Украинского моря” на телеканале UkrLife, серия лекций о взаимоотношении Крыма и Украины в 1917-1918 гг, консультации по вопросам крымской проблематики.
Отдельное место среди общественных организаций занимает “Крымскотарский ресурсный центр” как общественная организация, созданная для “повышения уровня политической и общественной активности крымских татар, содействия защите прав и свобод крымскотатарского народа”. Однако информацию о том, как организация эти права защищает, нам так и не предоставили.
Крымский вопрос: между государством и обществом
Среди проблем, с которыми сталкиваются гражданские активисты, можно выделить несколько ключевых: отсутствие единого подхода к крымскому вопросу у государства и общества, сложность в общении с государственными институтами а также неравномерное распределение финансовых и людских ресурсов среди организаций.
“Одна из серьезных трудностей – это отсутствие системной государственной и общественной политики в отношении оккупированных территорий и переселенцев. Сегодня принимаются одни меры, завтра – противоречащие принятым. Очень не хватает общей цели для госорганов и общественного сектора”, – считает координатор “Крым SOS” Евгения Андреюк.
Для главы “Евромайдан-Крым” Сергея Мокренюка крымская проблема представляется многогранной, не имеющей простых решений.
“Здесь нет однозначного подхода типа #зрада или #перемога. Поэтому многие вопросы оказываются сложными для восприятия общества”, – считает он.
К тому же, по мнению Мокренюка, самим гражданским активистам приходится разрываться между работой, семьей и общественной деятельностью. “В то же время некоторые организации, имея почти неограниченный ресурс, заполонили информационное пространство некачественной, противоречивой, а иногда и просто вредной информацией”, – подытоживает он.
С целью консолидации усилий общественных организаций, объединяющих вынужденных переселенцев, в 2014 году был создан общественный союз “Координационный совет общественных организаций вынужденных переселенцев из Крыма”, который объединяет 15 общественных организаций и благотворительных фондов, созданных крымскими переселенцами.
По мнению со-координатора союза Андрея Щекуна, совместными усилиями крымским общественникам удалось сдвинуть с мертвой точки процесс создания государственной структуры, которая бы занималась вопросами оккупированного полуострова – Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Хотя, как отмечает общественник, данная структура до сих пор не функционирует нормально.
“Не так давно мы провели акцию по ТНУ и добились принятия соответствующего постановления Кабмина по вопросу функционирования единственного крымского вуза на территории материковой Украины. Ранее именно нашими усилиями было создано межфракционное объединение “Крым” в Верховной Раде. Возможно, что оно не всегда выполняет возложенные на него функции, но это наша возможность влиять на депутатов”, – оценивает результаты работы общественного сектора Щекун.
Несмотря на то, что крымские общественники не имеют в своих руках реальных рычагов власти, своими действиями они работают на процессы де-оккупации Крыма гораздо более целенаправленно, нежели государство. Однако процесс возвращения полуострова в состав Украины начнется не тогда, когда из Кремля уйдет Путин, а в тот момент, когда украинская власть совместно с гражданскими активистами выработают и начнут реализовывать консолидированную стратегию реинтеграции Крыма.
Ольга Ефимова