На станции метро «Демеевская», через которую проходит нужный нам маршрутный автобус, многолюдно. Отличить тех, кто едет паниковать и истерить в Национальный Музей авиации в Киеве от тех, кто просто возвращается домой, очень легко. Наши герои по большей части хипстеры: длиннобородые, в клетчатых пальто, одежде броских цветов. Но будет заблуждением думать, что на Первый Всеукраинский фестиваль паники и истерики «На дне» едут только такие.
На Севастопольской площади в автобус подсаживается пара с маленьким ребенком. Они очень боятся пропустить свою остановку – улицу Медовую, на что кондуктор вежливо их успокаивает: «Не ошибетесь. Как только бородатые выйдут, вы с ними и идите»
На входе в Музей авиации толпится очередь. Здесь те, кто не успел купить в интернете билет по курсу 1 доллар – 23 гривны. Вход охраняют два милиционера.
– Были уже какие-то происшествия? – спрашиваю у одного из них.
– Что вы, – кивает головой правоохранитель, – это же не футбол. Тут все спокойные, культурно все, как-никак.
Национальный Музей авиации представляет собой open space в 22 гектара – огромное поле под открытым небом, на котором выставлены различные модели самолетов и вертолетов. Их насчитывается порядка 70. «Это уникальнейший музей, о котором многие не знают. Он входит в десятку лучших в мире по версии CNN», – говорит организатор фестиваля Татьяна Яицкая, поясняя выбор места проведения.
На дорожках, что ведут вдоль всей территории, выставлены лотки и стеллажи с различными сувенирами, украшениями, одеждой.
Наше внимание привлекает парень: он стоит возле картонного ящика на котором написано: «Посмотреть на гречку – 1 гривна». Молодой человек призывно машет посетителям рукой и зазывает забавными кричалками. Немного поодаль от него на старом деревянном столике две девочки предлагают приготовить чай по рецепту «специально для нищебродов». На столе – сахар-рафинад и пакетики дешевого чая.
– Много людей уже пили этот напиток? – спрашиваю.
– Конечно, мы уже которую пачку открываем, – весело отвечает мне девушка.
Напротив столика с чаем призывно играет музыка. Там, судя по длинному «хвосту» очереди, самое популярное место фестиваля – фуд-корт «Между булок». В меню вареники «гав-мяу» (с мясом) и «безнадега меню» (рюмка, сало, хлеб). Немного дальше – веселые повара «Bon appetite»: в кучерявых париках, жарят шашлык и одновременно веселят посетителей жаркими танцами.
На самой дальней локации фестиваля – сцена, украшенная ковром. На ней выступает молодая рок-группа из Николаева. Прежде чем спеть, показывают миниатюру из обычной жизни николаевского «гопника».
– Я помню время, когда доллар был по 5 гривен, – радостно кричит мужчина сзади.
– Когда жилось лучше? – спрашиваю у него.
– Раньше такого и быть не могло, чтобы всем Киевом паниковали по поводу курса или подорожания продуктов, – говорит он. Но сейчас совсем другое дело. Когда видишь, что люди вокруг тебя в таком же финансовом положении, но готовы смеяться над этим, становиться легче.
Одна из локаций фестиваля – обычный сеновал, где гости мероприятия могут отдохнуть от прогулок (напомним, территория музея 22 гектара = 44 футбольных поля) или послушать лекции на различные темы, касающиеся экономии. Зоя Звиняцковская, фешн-критик, прочитала лекцию «Скажи «нет» одежде за деньги» и предложила без стеснения затариваться магазинными пакетами и шить из них сумки, перчатки и кофточки.
В локации рядом принимает душевный лекарь – психолог. «Больным» он выписывает объятия, предпочтительно – прямо на месте. Практичные советы дают ребята в футболках с надписью: «Пункт первой панической помощи». Показывают на пластиковых манекенах как правильно забинтовывать ногу или голову подручными материалами: скотчем, туалетной бумагой или галстуком. Кроме того рассказывают посетителям, как останавливать кровотечение мобильным телефоном.
«Людям нравится этот фан, им нравится играть и, мне кажется, что таким образом мы друг друга и спасаем, и помогаем», – комментирует Татьяна Яицкая идею фестиваля и обещает, если ситуация в стране не изменится, проводить такие мероприятия снова и снова. «Можно посадить картошку, постирать пакет. Можно в бутылку от импортного шампуня перелить что-то подешевле. Мы прошли это в 90-х, у нас есть опыт, креатив и чувство юмора. Мы решим все проблемы», – говорит она.