Керчь: новые “ворота” Крыма

Аналізуй, Города Крыма в оккупации

После аннексии Керчь по праву стала считаться главной транспортной гаванью Крыма – здесь расположен порт “Крым” паромной переправы, через который  на полуостров везут грузы и пассажиров автомобильным и изредка железнодорожным транспортом. Однако вместе с переправой город получил статус “проходного двора”, разбитые дороги и треснувшие мосты. 

Отстой на заводе и санкции в портах

До оккупации  основную прибыль городу приносили порты, а также судостроительный “Залив”. Именно эти предприятия были национализированы крымской “властью”. Однако среди трех портов Керчи только один работает с прибылью – порт “Крым”, который обеспечивает паромное сообщение с Россией. 

Ранее порты Крыма работали выполняли транзитные функции – через них осуществлялись экспортно-импортные операции Украины. В 2014 году Украина запретила иностранным судам  заходить в порты оккупированного Крыма, что привело к резкому снижению их грузопотока и сокращению сотрудников. К тому же, в конце 2016 года США ввели санкции против “ГУП “Крымские морские порты”, куда входят торговый и рыбный порты Керчи. Поэтому портовое хозяйство города медленно умирает. 

Производственная база завода “Залив” и необходимость ремонта паромного состава позволяют предприятию оставаться на плаву.  Завод имеет один из самых больших судостроительных доков (364 м в длину и 60 м в ширину), аналогов которым нет в России. Но при всей своей уникальности мощности “Залива”, по словам его директора Андрея Жердева, загружены менее чем на 30%.

И хотя на заводе за три года заложили 6 судов, основную прибыль пока приносит ремонт паромов, работающих на Керченской переправе, да предоставление заводских набережных под отстой российских танкеров и барж.

залив отстой

Отстой российских танкеров на набережной завода “Залив”

Российские власти же только обещают “Заливу” крупные заказы, большие деньги и рост числа рабочих до 9000 человек. Но пока Москва обещает “золотые горы”, Вашингтон включает  завод в свой санкционный список наряду с феодосийским заводом “Море”. А это еще больше усугубит и без того не простую ситуацию на предприятии.

Сотрудники керченских промышленных предприятий жалуются на низкие зарплаты, на которые с каждым днем все труднее выживать. 

Дороги Керчи

С первых дней оккупации Крыма Россией главными транспортными воротами Крыма стала Керченская переправа, через которую на полуостров хлынула военная техника. Колонны танков и БТР-ов быстро привели в негодность местные дороги. Вслед за военной техникой по трассе Керчь-Симферополь пошли многотонные фуры, которые первоначально вывозили дешевые и качественные украинские продукты из Крыма на Кубань. Когда осенью 2015 года вследствие блокады  товары с материковой Украины перестали поступать на оккупированный полуостров фуры поехали в обратном направлении. Проблем городу добавило и строительство моста через Керченский пролив  – к фурам  добавились большегрузы с песком и другими стройматериалами. Летом ко всем вышеперечисленным бедам добавляются пробки и скопления фур в спальных районах, из-за очереди на переправе. 

трещина горьковский мост

Трещины на Горьковском мосту в Керчи. Фото: Керчь.ФМ

Такого транспортного потока не выдержали керченские мосты – на Горьковском мосту треснула балка, трещины у основания появились на мосту, ведущему в Аршинцево.  

Серьезность  последствий роста транспортного потока через город признал и бывший “вице-премьер” Крыма Олег Казурин. “Мост, по которому ходят легковые автомобили, – балка обвалилась, Митридатская лестница обрушилась и на обелиске Славы пошли трещины”, – констатировал он еще летом 2016 года. 

Городские власти пообещали восстановить поврежденные опоры Горьковского моста к середине декабря, однако работы до сих пор не закончены. Учитывая, что нынешний бюджет Керчи сократили в три раза в сравнении с прошлым годом, уверенности, в том, что дороги и мосты города хотя бы частично отремонтирует, нет.

Тем временем, число ям на керченских дорогах только растет, а через трещины на мостах уже хорошо видно небо.

опора моста арциншево

Разрушение опор моста на Аршинцево. Фото: Керчь.ФМ

Обратная сторона “стройки века”

На оккупированном полуострове ждут моста через Керченский пролив, надеясь, что он как волшебная палочка решит в один миг все проблемы крымчан. Однако для некоторых керчан строительство моста обернулось потерей жилья – часть горожан переселяют из зоны стройки, пообещав построить для них новые дома. Всего под отселение попадает 8 многоквартирных домов – в общей сложности 78 квартир, более 80 семей. Однако сроки окончания строительства все время переносят – сначала обещали построить до конца 2016 года, потом до конца февраля уже 2017 года, а теперь и вовсе – в марте.

За срыв строительства своей должностью поплатился даже курирующий этот объект “вице-премьер” Крыма Олег Казурин. Но это не ускорило процесс, поэтому существует большая вероятность, что по мере приближения весны дата ввода домов вновь будет перенесена.

Строительство дома для переселенцев из зоны Керченского моста

Строительство дома для переселенцев из зоны Керченского моста

Еще хуже обстоят дела у дачников, чьи участки попали под снос из-за “стройки века”. На компенсацию могут рассчитывать не более 10% владельцев земельных участков, которые успели их приватизировать. Остальным  в приватизации отказывали под разными бюрократическими предлогами.

“Как только нам сказали, что подъездная дорога будет проходить по нашей даче, нам запретили приватизировать и стали толкать от одной инстанции к другой, третьей, четвертой”, – рассказала Татьяна Панина, которая больше двух лет не может приватизировать свой участок. 

В итоге “администрация” города предложила дачникам компромиссный вариант – вместо компенсации получить землю на неудобьях, где нет ни света, ни воды.

Социальные проблемы города

Среди всех социальных проблем самая острая для Керчи – медицина. Поэтому больше всего керчане жалуются на огромные очереди в поликлиниках, недостаток врачей и неработающее оборудование. 

Врачи покидают больницы из-за низких зарплат, больные не могут получить квалифицированной помощи, а рапорты местных чиновников о введении в строй новой медтехники не соответствуют действительности.

Так, в городе невозможно сделать бесплатную компьютерную томографию – оба томографа, закупленные еще при Украине, вышли из строя. Отремонтировать их невозможно, поскольку фирма-производитель Siemens отказывается поставлять запчасти на временно оккупированную территорию из-за санкций. Поэтому компьютерную диагностику и МРТ (магнито-резонансную томограмму) можно сделать только в частных центрах за большие деньги. Да, что тут о КТ или МРТ говорить, на УЗИ очередь в керченской поликлинике расписана на полгода. 

А “глава” городской администрации Владимир Подлипенцев, который занял свой пост только в августе 2016 года, предлагает решать медицинские проблемы города с помощью правосланого храма, который будет виден с Тамани. При нем городской “глава” надеется создать сообщество православных медиков, которые и будут на благотворительной основе то ли молитвами, то ли добрым словам лечить горожан. 

В целом же ситуацию в городе лаконично описал керчанин, который так описал “прелести” нынешней Керчи – “минимум интересной высокооплачиваемой работы, не контролируемые цены на продовольствие, не профессионализм исполнительной власти, грязь и серость”. 

Керчане в силу особой территориальной близости более других стремились в Россию. Однако их мечтам суждено было разбиться о суровую российскую реальность. И теперь, находясь вроде бы в “родной гавани”, жители самого восточного города Крыма все больше ощущают себя в тупике под названием “Россия”. И выхода из этого тупика они пока не видят.

Ольга Ефимова

для “Под прицелом”

 

Схожі новини:

Коментарі