Когда в августе 2008 г. российские войска вошли на территорию Южной Осетии для «оказания помощи братскому народу» и принуждения Грузии к миру, эксперты заговорили о том, что следующим будет Крым. Эти слова оказались пророческими. Мир в 2008, как, впрочем, и в 2014, на нарушение Россией международного права отреагировал глубокой озабоченностью. Хотя, вполне возможно, что если бы Россию остановили тогда, не взвалив вину большей частью на Грузию, то аннексии Крыма и войны на Донбассе удалось бы избежать.
Осетия: игра на повышение статуса
В Российской империи осетинские земли входили в состав Грузии, советская власть разделила Осетию на две части: Северную и Южную, проведя границу по хребту, чтобы долго не мучиться. Северная Осетия вошла в состав РСФСР на правах автономной республики, а Южная – в состав Грузинской ССР всего лишь как автономная область. Но в тот период об этом особо никто не задумывался, хотя до смерти Сталина в паспортах в графе «национальность» указывалось «южный осетин» и «северный осетин».
Все стало меняться в конце 80-х на фоне роста национального самосознания в тогда еще советских республиках. Осетины, как жители Абхазии и Приднестровья, решили воспользоваться удачным моментом и получить статус автономной республики в составе Грузинской ССР: соответствующее решение было принято Советом народных депутатов 10 ноября 1989 года. Грузия этот документ не признала.
31 марта 1991 года на референдуме в Грузии большинство населения проголосовало за «восстановление государственной независимости» (восстановление Грузинской демократической республики образца 1921 года, т.е до вхождения в состав СССР). Осетия, напротив, решила не просто остаться в Союзе, но и добиться статуса союзной республики: 20 сентября 1990 года народные депутаты Южно-Осетинской автономной области повысили свой статус до республики в составе СССР, тем самым заявив о выходе из Грузии.
Осетинский транзит: из Грузии в независимость
Ответ грузинской власти на решение южно-осетинских депутатов был жестким: 10 декабря решением Верховного Совета Республики Грузия Южно-Осетинская автономная область была упразднена, а в столицу – Цхинвал – в начале января введены грузинские подразделения милиции и национальной гвардии. Однако, осетины времени зря не теряли, создавая силы самообороны, и смогли оказать вооруженное сопротивление грузинским силовикам. Силовой сценарий провалился, а грузинские власти приступили к энергетической блокаде, отключив регион от энергоснабжения. Эти меры оказались действенными: 4 мая 1991 года Собрание депутатов всех уровней Южной Осетии принимает решение вернуться к статусу автономной области. Но Грузия отказывается признавать это решение, ссылаясь на упразднение автономии вообще. Не найдя нужных слов для продолжения диалога, стороны перешли к языку автоматных очередей.
1 сентября 1991 года осетинские депутаты провозгласили создание Республики Южная Осетия в составе…РСФСР. Грузинский парламент вновь отказался признавать этот шаг правомочным. 21 декабря 1991 года, уже после распада СССР, Верховный Совет Республики Южная Осетия принимает Декларацию о независимости.
Окончательно судьба Республики была решена на референдуме 19 января 1992 года. Вопросы, вынесенные на голосование до боли перекликаются с теми, которые предложили крымчанам в марте 2014 г.: независимость и вхождение в состав России. Учитывая, что грузинское население, которое по переписи 1989 года составляло 29% населения республики, либо бойкотировало референдум, либо уже на тот момент покинуло зону конфликта, предугадать результаты было несложно: более 98% ответили «да» на оба вопроса. Грузия отказалась признавать результаты референдума и военные действия продолжились. Потоки беженцев устремились на север – в Россию и на юг – в Грузию.
24 июня 1992 года главами России и Грузии – Ельциным и Шеварнадзе – было подписано «Соглашение о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта», которое предусматривало прекращение огня, отвод войск, роспуск сил самообороны и создание Смешанной контрольной комиссии (СКК) для осуществления контроля за всеми этими действиями. Россия также должна была вывести из Южной Осетии свои инженерно-саперные войска и вертолетные полки. В июле в зону конфликта вошли тройственные миротворческие силы: российский, осетинский и грузинский батальоны. Военные действия постепенно прекратились, а стороны сели за стол переговоров.
Между миром и войной
30 октября 1995 года в ходе первой встречи грузинской и осетинской делегации было принято решение аннулировать грузинский акт об упразднении автономии Южно-Осетинской области и решение депутатов Южной Осетии о выходе из состава Грузии. 4 марта 1997 г. начались полномасштабные переговоры. Однако они не имели успеха: стороны оказались не готовы к поиску компромисса.
В 2002 году в Южной Осетии президентом избрали Эдуарда Кокойты, известного своей антигрузинской риторикой, который при поддержке местного парламента обращается к российским властям с просьбой о включении республики в состав России. В Грузии в 2004 г. на президентских выборах победил Михаил Саакашвили, который пообещал добиться восстановления единства страны. Россия, в свою очередь, направляет миротворцев на территорию Южной Осетии и начинает «акцию» по раздаче российского гражданства, когда за сутки российский паспорт могли получить до 8 тысяч человек. В итоге 80% населения республики к 2006 году уже были гражданами «великой и могучей», которая готова была их защитить в любой момент.
Напряжение в регионе постепенно нарастает и достигает кульминации к лету 2008 года. Россия и Грузия перебрасывают войска к границам с Осетией, идет война нервов, которая в итоге перерастает в реальные боевые действия. Российские войска вторглись в пределы Южной Осетии 8 августа 2008 года и достаточно быстро полностью освободили территорию республики от грузинской армии, а далее бравым маршем прошли по грузинской территории, захватив города Зугдиди и Гори и «принуждая» Саакашвили к миру.
К войне с Россией Грузия была не готова. При посредничестве французского президента Саркози было подписано мирное соглашение, в результате которого предусматривался отвод войск на исходные позиции и обсуждение статуса не только Южной Осетии, но и Абхазии.
«Международное» признание
26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, а вслед за ней это сделали Венесуэла, Никарагуа, Науру. Друзья по несчастью – Абхазия, Приднестровье (ПМР) и Нагорный Карабах – признали осетинскую государственность еще раньше.
Все остальные государства продолжают считать Южную Осетию территорией Грузии, где в октябре 2008 г. был принят «Закон об оккупированных территориях» – Абхазии и Южной Осетии, где ограничена экономическая деятельность и свободное перемещение, запрещено воздушное, морское и железнодорожное сообщение.
Примечательно, что 18 февраля 2015 года в Москве подписан Договор о границе между Российской Федерацией и Южной Осетией, которым Россия, по сути, вежливо отказывает осетинам в «воссоединении», обрекая на статус «буферной зоны» и далее.
Цель оправдывает средства
Южно-осетинский сценарий действительно можно считать репетицией крымского, а затем и донецкого, где причудливым образом переплелись многие факторы: международный – проверку на прочность норм международного права Запад в Южной Осетии не прошел, что развязало руки россиянам в Крыму; политический – Россия выступила на защиту своих граждан в Осетии и «русского мира» в Крыму и на Донбассе; военный – в обоих случаях наблюдается военная агрессия: открытая против Грузии в 2008 году, завуалированная под «зеленых человечков» в марте 2014 года в Крыму и плохо скрываемая на Донбассе.
Среди отличий можно назвать три ключевых: во-первых, Крым – единственный регион, который Россия согласилась включить в свой состав (видимо свою роль сыграл столь популярный нынче в России исторический фактор и «сакральность» полуострова). Все остальные республики так и остались непризнанными. Во-вторых, национальный аспект, который сработал в Абхазии и Осетии, и фактор «русского мира» (русского языка), более характерный для Крыма, ПМР и Донбасса. И, наконец, число жертв в Украине несопоставимо с числом пострадавших в предыдущих конфликтах. По итогам трех конфликтов общее число убитых составило порядка 10-12 тысяч человек. Наибольшее количество беженцев было зафиксировано в Абхазии – 250 тысяч, в основном грузинского населения, покинули пределы республики. В Южной Осетии по итогам войны 2008 года в Россию уехало порядка 30 тыс. человек, в Грузию – 15, а также около 70 тыс. покинуло грузинские города во время российского вторжения. В Украине за период с апреля 2014 по февраль 2015 (по данным ООН) погибло 5617 человек (из них военных – 1432 человека), число беженцев уже достигло полутора миллионов.
Однако все сценарии направлены на реализацию одной лишь цели – установить российский контроль на постсоветском пространстве, которое Россия считает зоной своих интересов. И ради достижения этой цели российские политики готовы на любые жертвы среди русского или нерусского мира.