Ремонт дорог в Крыму или как закатать в асфальт призрачные миллиарды

Аналізуй, Економіка, Технології, Транспорт

Вместе с Россией в Крым пришли две главные проблемы, о которых сто лет назад писал классик, – дураки и дороги. И если с дураками в России бороться бессмысленно, то ситуацию с дорогами можно было бы хоть как то изменить. Начиная с весны, крымские «власти», устав от нареканий местных жителей,  почти ежедневно отчитывались о том, сколько денег выделено Крыму и как скоро эти миллиарды превратятся в асфальт на дорогах полуострова. Но путь виртуальных миллиардов до крымского казначейства и подрядчиков, которые выполняют ремонтные работы, оказывался слишком извилистым. Поэтому около 70% запланированных средств дорожникам пришлось осваивать уже под осенним дождем, который смывает с недавно отремонтированных дорог новое покрытие. 

 

Мифические средства для крымских дорог

мешок денегНа балансе государственного казенного учреждения “Служба автомобильных дорог” находится 6267 км автодорог регионального и межмуниципального значения. Еще 8650 км дорог находятся на балансе муниципалитетов.

На 2015 год для крымских автодорог было предусмотрено 4,2 млрд рублей (67,7 млн долларов США), из которых 3,2 млрд на капремонт и содержание региональных автодорог и 1 млрд на дороги муниципального значения. При этом только на ремонт трассы Керчь-Симферополь было потрачено 1,39 млрд рублей, что позволило отремонтировать 60 км дороги. 

Несмотря на бравурные заявления о выделенных средствах, поступали они в Крым очень медленно. Так, 16 сентября “глава” Крыма Сергей Аксенов посетовал, что на полуостров пришло только 1,2 млрд рублей из запланированных 4,2 млрд, то есть не более 30% всей суммы. 

Иными словами, на период проведения основных ремонтных работ денег на дороги просто не было. Поэтому осваивать миллиарды пришлось осенью, укладывая асфальт под дождем и первым снегом. “Министр” транспорта Крыма Андрей Безсалов прямо сказал, что на 1 ноября было освоено 3,1 млрд рублей, а оставшиеся 40%  должны потратить до конца ноября. Учитывая, что по прогнозу в ноябре 2015 года количество дождливых дней составит не менее половины, вопрос о качестве выполняемых работ вызывает большие сомнения.

Такая же ситуация сложилась и с муниципальными дорогами:  Аксенов пообещал региональным властям 1.5 млрд рублей из федерального бюджета к началу декабря. Какие работы можно будет сделать под Новый год, “глава” Крыма не уточнил. 

 

 Наполеоновские планы и недостаток средств

Несмотря на задержки финансирования и экономические сложности в России, аппетиты крымских чиновников  растут не по дням, а по часам. В частности, на 2016 год Крым хочет получить из федерального бюджета  на ремонт дорог уже 7,6 млрд рублей – почти в 2 раза больше, чем в 2015. И это еще не все: в Крыму ждут специального транша в размере 3,8 млрд рублей на ремонт трассы Симферополь-Ялта, а также 10 млрд рублей из Федеральной целевой программы (ФЦП) “Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года” на строительство трассы “Таврида”, которая должна связать Керчь и Севастополь. Правда, в свете недавних заявлений министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева о коррекции ФЦП в соответствии с суровыми экономическими реалиями, Крым может получить гораздо меньшие средства.   

no_moneyПри этом до сих пор не ясно, сколько денег в рамках ФЦП уже получил Крым. В частности, 12 ноября “глава” Штаба по контролю и решению вопроса реализации ФЦП Виктор Витиник озвучил цифру в 1.9 млрд рублей (из запланированных 15,2 млрд). В то же время в октябре местные “власти” отчитались о получении 2,8 млрд рублей. Сколько на самом деле средств поступило, мы вряд ли узнаем, как впрочем, и о том, сколько денег из запланированных миллиардов реально поступило на счета казначейства и было освоено в ходе ремонта крымских дорог.

Правда, Москва не готова выделять Крыму запрашиваемые средства и согласна выделить на ремонт дорог не более 4,2 млрд рублей.  Учитывая общую тенденцию к сокращению аппетитов крымской “власти”, что видно на примере возникшей проблемы с утверждением бюджета полуострова, вряд ли на дороги Крыма выделят средств в два раза больше, чем в этом году.

Однако крымские “власти” в погоне за федеральными деньгами остановить просто невозможно. Например, недавно “министр” транспорта Крыма  Безсалов заявил, что для того, чтобы привести крымские дороги к российским стандартам, потребуется 15 лет и не менее 30 млрд рублей в год – в общей сложности почти полтриллиона рублей. При этом возникает резонный вопрос: о каких стандартах говорит «министр» – МКАД, один километр которой стоит порядка 100 млн долларов, или, например, дорог в Смоленской области?

 

Некачественный ремонт и замена “коней на переправе”

ремонт дорог в симферполеПоскольку средства для ремонта дорог в Крыму выделяли неравномерно, а выполнять работы все равно было необходимо, то применялась простая схема в отношении подрядчиков: вы ремонтируете за свой счет, а мы с вами рассчитаемся, когда придут деньги. И подрядчики вынуждены были соглашаться на такие условия, поскольку иного варианта у них просто не было. Ремонтные работы ведутся, а когда приходит срок оплаты, то оказывается, что они выполнены некачественно и денег за такую “халтуру” никто платить не будет.

“Правительство жестко контролирует качество, стоимость производимых работ и сроки их окончания. С нерадивыми подрядчиками разговор короткий: они отстраняются от работы и никаких государственных заказов больше не получат. Платить за халтуру никто не будет”, – заявил “глава” Крыма Сергей Аксенов. 

Но как в таком случае отбирать подрядчиков? Еще весной этого года крымское “правительство” решило отказаться от тендеров и выбирать подрядчиков по им одному известному критерию, а точнее тех, с кем можно договориться. Иначе как объяснить, что проектно-изыскательные работы по трем трассам в рамках ФЦП и подъездам к стройке века – мосту через Керченский пролив – поручили фирме “Гипротрансмост-Крым”, зарегистрированной в январе 2015 года с уставным капиталом в 10 000 рублей? Но, видимо, что-то не сложилось в отношениях между заказчиком и подрядчиком, и Служба автомобильных дорог в ультимативной форме потребовала приостановить все работы и в рекордно короткий срок представить на проверку всю документацию. В ответ на такой “произвол” гендиректор фирмы “Гипротрансмост-Крым” Владислав Коновалов пожаловался представителю президента РФ Олегу Белавенцеву, “главе” Крыма Сергею Аксёнову и “председателю госсовета” Владимиру Константинову, информируя их о срыве ФЦП и нарушении распоряжений самого президента РФ.

“Считаю, что безответственные действия ГКУ РК “Служба автомобильных дорог Республики Крым” ведут к срыву выполнения работ по объектам Федеральной целевой программы, затягиванию вопросов восстановления и развития дорожной сети Крыма, которое является локомотивом развития экономики Республики. Эти действия представят Республику как регион, не справляющийся с задачами, поставленными президентом Российской Федерации”, – заявил Коновалов.

Оплатят ли фирме услуги в сумме 1.32 млрд рублей или вновь расскажут о некачественно выполненных проектных работах, покажет время, но приход рост числа подрядчиков на крымских дорогах отнюдь не способствует повышению качества проводимых ими работ.

Так, после первых осенних дождей “поплыла” только что отремонтированная трасса Керчь-Симферополь в районе Грушевского перевала. Глава ГУП “Служба технического надзора” Владимир Александренко списал все на некачественно выполненные подрядчиком работы, когда асфальт укладывали без щебеночного основания. “Асфальт укладывали на землю, без основания, асфальт – это не несущая конструкция. Несущая конструкция – это та, которая лежит в основании из трех слоев. Мы заставим это переделывать, особенно на Грушевском перевале, где очень опасный участок”, – пояснил Александренко. 

Однако, у крымских дорожников такое объяснение вызывает серьезные  сомнения.

“Безусловно, что асфальт на грунт не кладут. Его даже на щебень без пропитки или расклинцовки класть нельзя. У нас это каждый рабочий знает. Возможно, это российские технологии. Хотя странно, что СМИ не берут комментариев у тех, кто проводил приемку качества этого участка – работников Службы автодорог. Они бы могли более детально рассказать о наличии основания и подписанных ими актах на скрытые работы”, – сообщил нам в комментарии один из работников дорожной сферы полуострова, по вполне понятным причинам пожелавший остаться неизвестным.

kak_otremontirovali_trassu_simferopol_kerch_

Один из отремонтированных участков трассы Керчь-Симферополь

Выход из создавшейся ситуации в Крыму видят не в тендерах и использовании рыночных механизмов, а в выборе генподрядчика-монополиста, который будет нанимать себе субподрядчиков. “Мы проводим отбор тех, которые могут остаться на следующие годы, потому что это программа не одного года. Из оставшихся предприятий нужно выбрать одну генподрядную сильную организацию, чтобы она поднанимала себе тех, кого считает нужным”, – отметил Александренко.

Ну а пока, крымская “власть” выясняет, какие подрядчики ей нужны, пользователи социальных сетей выкладывают фото потерянных колпаков и подвесок на трассе Керчь-Симферополь. 

Как бы там ни было, ситуация в дорожной сфере полуострова остается напряженной: денег на дороги явно не хватает, а выделять больше Россия не готова в условиях экономического кризиса. Поэтому крымским “властям” придется довольствоваться уже традиционными заявлениями о “светлом завтра”, жонглируя баснословными миллиардами перед неискушенными крымчанами. А те средства, которые все-таки дойдут до Крыма, будут активно “осваивать” накануне Нового года, укладывая асфальт под проливным дождем, а потом списывать все на неправильные технологии. В ожидании светлого будущего крымским водителям придётся маневрировать между ямами по пояс, уповая только на свое мастерство и поддержку высших сил. 

 

 

Ольга Ефимова 

специально для “Под прицелом”

Схожі новини:

Коментарі