Цена непризнания

Аналізуй, Економіка

dsc_0117medium_zpsa2ff9360Непризнанный статус принес трем республикам постсоветского пространства (Абхазии, Приднестровью и Южной Осетии) серьезные экономические проблемы: спад промышленного производства, запустение сельскохозяйственных площадей, резкое ограничение транспортного сообщения и внешней торговли, отсутствие иностранных инвестиций. Такая же печальная участь, скорее всего, ждет и Крым, который хотя и вошел в состав России, но обречен на «особый» статус  ввиду непризнания этого акта со стороны мирового сообщества.

 «Независимая» экономика

Ресурсный потенциал. Приднестровье лучше других обеспечено электроэнергией, которую вырабатывает Молдавская ГРЭС (после приватизации входит в состав российского холдинга Интер РАО ЕЭС). Электричества хватает не только для нужд местной промышленности, но ПМР периодически экспортировало его в Румынию. Газ получает из трубы «Газпрома», которая идет в Молдову. Правда за газ приднестровцы предпочитают не платить, возлагая свои финансовые проблемы Кишинев, в результате долг ПМР за «голубое топливо» достиг уже 4 млрд. долл.

В Абхазии в советское время функционировала 21 малая ГЭС, сегодня только две, причем предприимчивые абхазцы умудряются продавать 20% электричества в Краснодарский край. Но в условиях отсутствия промышленного производства дефицита электроэнергии нет. Южная Осетия  в сфере энергетики полностью зависима  –  ранее от Грузии, теперь от России, откуда поставляют электроэнергию и природный газ.

металлургический завод

Металлургический завод в Приднестровье

Промышленность.  По уровню развития промышленности лидирует ПМР – в советское время давала до 40% ВВП Молдавии. Среди отраслей производства ведущую роль занимает черная металлургия (примерно половина объема промышленного производства), машиностроение и металлообработка. Но при этом сегодня ВВП промышленной ПМР фактически в 7 раз меньше ВВП Молдовы: по итогам 2013 г. объем молдавского ВВП составил 7,4 млрд. долл, а ПМР – чуть больше 1 млрд. долл.

Из промышленного потенциала Абхазии после войны с Грузией сохранилось лишь несколько предприятий пищевой промышленности, фабрики по обработке древесины и производству табачной продукции. Виноделие перешло на кустарный уровень. Здесь также добывают уголь, который вывозится в Турцию (технология добычи далека от соблюдения самых минимальных экологических стандартов) и щебень, который стал особенно востребован в преддверии Сочинской олимпиады.

В Южной Осетии сегодня работает всего несколько предприятий, из которых самые прибыльные – лесокомбинат и пивоваренный завод. Общее число занятых в промышлености менее 1 тысячи человек.

Абхазия. Неубранный урожай

Абхазия. Неубранный урожай

Сельское хозяйство. Упадок сельского хозяйства характерен для всех республик, но более всего пострадала аграрная Абхазия, где чайные плантации засаживались кукурузой, а мандарины оставались на деревьях – из-за торгового эмбарго их некуда было экспортировать.

Сельское хозяйство Южной Осетии также оказалось в сложной ситуации: из 24 тыс. гектар пашни распаханы только два. После разрыва экономических связей с Грузией в 2008 г. в республике резко возросли цены на продукты, которые стали завозить из России. Довольно прибыльный бизнес по перепродаже грузинских овощей и фруктов быстро пришел в упадок.

В Приднестровье сельское хозяйство никогда не было приоритетной отраслью, и сегодня его доля в ВВП республики составляет менее 1% по стоимости.

Железная дорога в Абхазии

Железная дорога в Абхазии

Транспорт. Для всех непризнанных республик транспортное сообщение – серьезная проблема. Авиасообщение практически полностью отсутствует, если не считать рейсов российских военных и МЧС. Главная причина в том, что Международная организация гражданской авиации (ICAO) в силу непризнанного статуса республик не регистрирует их аэропорты, а значит, гражданские самолеты они принимать не могут.

Железнодорожный транспорт сохраняется, но в ограниченном масштабе. В Абхазии не так давно запустили поезд по маршруту Сухум-Москва. Единственным доступным видом транспорта для всех республик остаётся автомобильный.

В Абхазии имеется возможность морского сообщения: через абхазский  порт Сухум в республику завозят необходимые товары, а через  грузовой Очамчырский вывозят уголь в Турцию.  

Туризм. Туристическая отрасль развита только в Абхазии и считается одной из бюджетообразующих – в советское время курорты республики принимали ежегодно несколько миллионов туристов со всех уголков СССР. Теперь сюда едут только россияне, которых привлекает дешевизна абхазских курортов. По итогам 2013 года в Абхазии отдохнуло немногим более 600 тысяч человек.

Внешняя торговля. Лучше всего дела в сфере внешней торговли обстоят у ПМР, которая сочетает контрабанду с вполне легальным экспортом своих товаров под маркой «made in Moldova». Да-да, именно так: независимость независимостью, но когда на внешний рынок можно выйти только таким образом, принципами можно и поступиться. Но даже у Приднестровья во внешнеторговом балансе сохраняется отрицательно сальдо: импорт в 3 раза превышает экспорт (по итогам 2013 г. импорт составил 1,661 млн. долл, а экспорт – всего 587 млн. долл). Доля России во внешней торговле Абхазии составляет более 50%, на втором месте Турция (22%) и на третьем Румыния (11%). При этом импорт составляет 83%, а экспорт – всего 17%. У Осетии вообще нет иных партнеров кроме России, из которой импортируется практически все.  

Рубли ПМР

Рубли ПМР

Финансы и инвестиции. Единственное «государство», которое имеет свою денежную единицу – ПМР, где с 1994 г. действует приднестровский рубль. Остальные пользуются российскими рублями, которыми, собственно, и дотируются местные бюджеты. При этом доля российских субсидий в бюджете самой развитой ПМР,  по разным подсчетам, составляет от 30 до 70%. Кстати, приднестровских пенсионеров уже «обрадовали»: им будут выплачивать только 70% пенсии, оставшаяся часть «заморожавиется» до лучших времен. В казне Абхазии доля российских дотаций достигает 50%, а в Южной Осетии  – и все 90%. Доля иностранных инвестиций минимальна и представлена россиянами, которые выкупают по низкой стоимости местные предприятия. Никто из серьезных мировых компаний на рынок не заходит.

Цена независимости оказалась непомерна высока для местных экономик. Поэтому реальной независимости нет и быть не может: непризнанные государства за свою лояльность получают деньги от Кремля. Но когда в Москве закончатся деньги, может закончиться и независимость.

Уроки для Крыма: чудес не бывает

Крым не попал в число «непризнанных» – благодаря своему «сакральному» статусу он стал частью России. Однако крымский референдум о вхождении в состав России признало только 11 государств-членов ООН, включая саму Россию. Это означает, что Крым считают  либо оккупированной территорией Украины, либо спорной территорией, что, по сути, немногим лучше «непризнанного» статуса.

Динамика промышленного производства и строительства

Динамика промышленного производства и строительства

Чего ждать полуострову, который финансировался на 80% из украинского бюджета? Итоги первого «российского» года оказались неутешительными: в Крыму  зафиксировано общее падение промышленного производства от 20% в пищевой и текстильной промышлености до 45%  в строительстве. Добывающая промышленность в среднем дала незначительный прирост – на 7.2% (в основном за счет роста добычи газа на Черноморском месторождении на 23% до 1977 млн. м. куб.), хотя объемов 2013 года достичь не смогла.

В сельском хозяйстве та же картина: увеличилось на 10% только производство зерновых.  При этом из-за недостатка воды (85% пресной воды на полуостров поставлялось через Северо-Крымский канал с материка) полностью уничтожено производство риса, да и весь аграрный потенциал северных и центральных районов Крыма поставлен под угрозу. Помимо воды Крым на 80% зависит от поставок электроэнергии из Украины. Ни водой, ни электроэнергией Россия обеспечить Крым не может: связи по суше, как с Абхазией и Осетией нет, а через Керченский пролив водопровод и линию электропередач, впрочем, как и мост, вряд ли построишь. Поэтому выход остается только один: покупать у Украины (при ее согласии) по мировым ценам: например куб воды в странах ЕС стоит от 1 до 3,5 долл.

Нормального транспортного сообщения также не предвидится: самолеты летают только в Россию. После приостановления Украиной в декабре 2014 г. железнодорожного сообщения, единственный поезд за пределы полуострова курсирует по маршруту Симферополь-Москва через Керченскую паромную переправу, работа которой зависит от превратностей изменчивой крымской погоды.

Об инвестициях, как и легальной внешней торговле, можно забыть: ЕС и США приняли пакет санкций, запретив инвестировать в предприятия полуострова и вести какой-либо бизнес с ними. А ведь еще летом 2013 г. крымский регион считался одним из наиболее инвестиционно привлекательных. Теперь же можно торговать с Абхазией или Зимбабве – официальные делегации этих стран недавно побывали на полуострове и пообещали наладить плодотворное сотрудничество.

«Историческое воссоединение» – это еще один геополитический проект Кремля, который очень дорого обойдется крымским жителям. Они все еще надеются на чудо, не веря, что их ждет судьба непризнанных постсоветских республик. Но чудес не бывает.

Новини партнерів

Загрузка...

Схожі новини:

Коментарі