Порты Крыма идут на дно

Аналізуй, Економіка, Транспорт

Портовое хозяйство Крыма терпит существенные убытки на фоне разрушения экономических связей с Украиной и западных  санкций, введенных против портовых предприятий оккупированного полуострова. В результате грузооборот сокращается, а рабочих увольняют. И все это на фоне помпезных отчетов местной “власти” об экономическом росте и развитии полуострова после оккупации. 

Крымские порты в Украине

Керченский порт

Керченский порт

До аннексии на территории Крыма функционировало 5 крупных морских портов – в Керчи, Севастополе, Ялте, Феодосии и Евпатории и два морских рыбных порта – в Севастополе и Керчи. При этом доля крымских портов в общем морском грузообороте Украины составляла всего 6,5%. Так, самый большой грузооборот был зафиксирован в 2013 году в порту Севастополя – 4,8 млн тонн, что почти в 10 раз меньше показателей  порта “Южный” и в 5 раз уступает количеству грузов, перевезенных через Одесский порт. Всего в 2013 году через порты Крыма через прошло более 11,3 млн тонн грузов.

Однако, несмотря на невысокий уровень грузооборота, крымские порты играли важную роль в морской транспортной сфере Украины. Так, через них вывозили порядка  4 млн тонн зерна (10% всего украинского экспорта) и ввозили более  1 млн тонн нефтепродуктов (около 10% потребностей внутреннего рынка Украины). Серьезной потерей для украинской экономики стали рыбные порты – Севастопольский и Керченский, через которые осуществлялось 70% рыбного грузопотока.

Новый статус  и международные санкции

Севастопольский порт

Севастопольский порт

Крымские порты были довольно прибыльными предприятиями, поэтому подверглись национализации оккупационной властью Крыма в первую очередь. Уже на следующий день после “референдума”, 17 марта, крымский “парламент” перевел в государственную собственность  все порты полуострова. 26 марта было создано государственное унитарное предприятие (ГУП) “Крымские морские порты”, которому были переданы в управление 5 из 7 национализированных портов (за исключением севастопольских). ГУП “Севастопольский морской порт”  на базе торгового и рыбного портов было создано 2 июня 2014 года.

27 марта 2014 года Генассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признавала Крым территорией Украины. По факту это означало, что Международная морская организация также должна признавать принадлежность Крыма Украине, что в итоге и было сделано.

29 апреля 2014 года Кабмин Украины исключил из перечня морских портов Украины, открытых для захода иностранных судов, все крымские порты. 7 ноября 2014 года Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения обнародовало новый список портов, уполномоченных выдавать судовые санитарные свидетельства, в котором крымские порты отсутствовали. ВОЗ не признала их российской юрисдикции и не включила в перечень российских портов. Эти меры резко ограничили число судов, желающих посетить порты оккупированного полуострова.

“Судно, которое зашло в оккупированный Крым, могут не принять в портах цивилизованных стран – нет легитимной медико-санитарной справки из предыдущего порта”, – комментировал ситуацию редактор портала Black Sea News Андрей Клименко.

Следующим ударом по крымским портам стали санкции, введенные Европейским Союзом и США. 26 июля 2014 года ЕС ввел санкции против ряда национализированных крымских предприятий, в том числе и против двух крымских портов – Севастопольского и Керченского морских торговых портов. 30 июля 2015 года под санкции США попали морские порты Евпатории, Феодосии, Керчи, Севастополя и Ялты.

Крымские порты в условиях оккупации

На фоне сокращения, а затем и полного прекращения железнодорожного сообщения с Украиной, а также под влиянием западных санкций грузооборот крымских портов начал сокращаться и по итогам 2014 составил всего 3 млн тонн против 11,3 млн в 2013 году. Оккупационные власти начали поговаривать о закрытии Феодосийского и Евпаторийского портов в связи с нерентабельностью их деятельности. 

Евпаторийский порт

Евпаторийский порт

В 2015 году ситуация несколько улучшилась за счет роста поставок грузооборота с Россией и возобновления связей с турецким бизнесом, который несмотря на международные санкции, не прекратил торговых отношений с Крымом. С августа 2015 года даже заработало паромное сообщение между Севастополем и турецким портом Зонгулдак. Затем паромы из Турции стали ходить в Евпаторию, планировали наладить сообщение с Феодосией. По данным Роспотребнадзора только за двадцать дней октябре 2015 года из Турции было ввезено в Крым через порты Севастополя и Евпатории около 400 тонн фруктов.

Но сбитый российский военный самолет в турецком небе похоронил все планы на сотрудничество – Крым одним из первых заявил о разрыве всех связей с Турцией. Паромное сообщение было прекращено, а сотрудники вновь остались без работы.

При этом российская статистка показывает совсем неплохие результаты работы портового хозяйства Крыма. Так, по предварительным итогам 2015 года грузооборот всех портов полуострова составил 9,6 млн тонн, что лишь немногим меньше показателей 2013 года. Однако 80% грузопотока (7,8 млн тонн) приходится на Керчь, через который осуществляется поставка грузов из России. И при такой загруженности порта на предприятии в конце 2015 года уволили 50 человек, а в апреле планируют уволить еще 710. Что можно говорить о других портах полуострова, на которые приходится всего 1,8 млн тонн грузоборота?

Одной из мер для поддержания крымских портов на плаву остаются портовые сборы, которые оказались гораздо выше среднероссийских. Например, стоимость обслуживания судна вместимостью чуть выше 7 тысяч тонн в порту Керчь оценивается в 370 тысяч рублей, а в порту Темрюк – менее 200 тысяч рублей. Такими тарифами заинтересовалось Крымское управление Федеральной антимонопольной службы, которое инициировало проверку на ГУП “Крымские морские порты”, итоги которой, скорее всего, окажутся неутешительными для предприятия.

Портовое хозяйство Крыма переживает сегодня сложные времена. Будучи ориентированным на внешнюю торговлю, крымские порты в результате непризнанного статуса полуострова оказались де-юре закрытыми для иностранных судов. Разрыв экономических связей с Турцией на фоне военно-политического скандала лишил портовое хозяйство Крыма фактически последней возможности осуществления международной торговли. Теперь порты полуострова открыты только для ввоза российской продукции, поскольку вывозить из Крыма почти нечего. С этими задачами может вполне справиться Керченский порт. Судьба остальных портов – под большим вопросом. 

 

Ольга Ефимова

для “Под прицелом”

 

 

 

Новини партнерів

Загрузка...

Схожі новини:

Коментарі