Крым в составе Украины считался одним из наиболее дотационных регионов: из госбюджета он получал гораздо больше, чем отдавал. Но даже такая ситуация местные власти не устраивали, и он регулярно рассказывали, что им нужно больше финансовой самостоятельности. С приходом россиян ситуация нисколько не изменилась, а аппетиты у нынешнего руководства стали расти не по дням, а по часам. Что в целом вполне объяснимо: сакральный регион требует больших жертвоприношений. При таком развитии событий в будущем у Крыма есть все шансы возглавить список дотационных регионов РФ, обогнав даже Чечню.
До аннексии полуострова, в 2013 году, доходная часть бюджета Крыма составляла примерно 600 млн долларов США, при этом дотации и субвенции из госбюджета Украины – около 340 млн долларов США (примерно 55% доходов). Бюджет 2014 года предусматривал примерно такое же распределение средств: из 660 млн долларов США на долю средств из госбюджета Украины приходилось порядка 375 млн. Оккупация внесла радикальные коррективы в финансовую систему полуострова: на протяжении 2014 года Крым , в основном, финансировался за счет внебюджетных фондов и такой себе гуманитарной помощи от россиян, которые перечисляли зарплаты, пенсии и стипендии в помощь новым согражданам.
В 2015 год Крым получил уже официальный бюджет как “регион РФ”, который по сравнению с 2014 годом возрос в 2 раза и составил примерно 1,1 млрд долларов (66,5 млрд рублей). При этом трансферты из центрального (теперь российского федерального бюджета) достигли уже 845 миллионов долларов (50,7 млрд рублей), местные доходы зафиксировали на уровне 15,8 млрд рублей (или 260 млн долларов). Иными словами, федеральные дотации составили уже две трети бюджета Крыма.
Однако, в дальнейшем бюджет полуострова подвергли неоднократной ревизии: в июле из российской казны попросили еще денег, увеличив долю федеральных взносов в крымский бюджет до 74,2 млрд рублей (1.24 млрд долларов США), что составило порядка 77% всей крымской казны. Справедливости ради надо сказать, что доля крымских поступлений (от налогов и сборов) возросла на 5.8 млрд рублей (примерно 96 млн долларов США).
Осенью 2015 года главную смету региона пересматривали три раза: в сентябре, октябре и ноябре, каждый раз увеличивая доходную часть за счет денег федерального центра. Так, в сентябре доходы крымского бюджета увеличили на 2 млрд. рублей, из которых федеральные дотации составили 1,1 млрд. рублей. И это учитывая, что в сентябре крымские “власти” отчитались о росте налоговых поступлений на полуострове, которые за 8 месяцев составили 18,5 млрд рублей (70% от годового плана).
В октябре федеральный центр добавил Крыму еще 280 млн рублей на социальные нужды, а в ноябре выделил уже 3 млрд рублей. В итоге в годовом исчислении доходная часть бюджета достигла уже 102,1 млрд рублей (1,6 млрд долларов США), из которых доля местных налогов и сборов составила всего 23,5 млрд. рублей (23%).
Кому же предназначены дополнительные транши из российского бюджета? Прежде всего, на повышение зарплат медработникам, поддержку “Крымтроллейбуса” и содержание созданного местными “властями” взамен ATR “общественного крымскотатарского телеканала”. Кроме этого, деньги предназначены для сферы ЖКХ (вот уж воистину бездонная бочка!), на покрытие дефицита местных бюджетов и другие нужды.
Проект бюджета на 2016 год еще более амбициозен: Крыму нужно уже 143 млрд рублей (2,38 млрд долларов), что на 40% превышает подкорректированный бюджет нынешнего года. Но запланированные доходы самого полуострова не превышают 25 млрд рублей (чуть выше, чем в этом году). Таким образом, Крым готов взять на себя лишь пятую часть собственного финансирования, тем самым увеличив долю федеральных дотаций. С такими аппетитами крымской “власти” к 2017 году Москва должна будет полностью взять Крым на содержание.
Бюджет Крыма-2015 и предварительный бюджет Крыма-2016, в млрд рублей
Но, видимо, Кремль такой вариант развития событий совсем не устраивает, поэтому крымский бюджет на следующий год до сих пор не согласован, несмотря на заверения крымских “властей”. Еще в сентябре “глава” Крыма Сергей Аксенов пообещал урегулировать все спорные вопросы с минфином РФ до 25 октября, чтобы к 1 ноября уже иметь проект бюджета. “Госсовет” запланировал обсуждение главной сметы на 15 ноября. Однако 6 ноября стало известно, что российский минфин не согласовал запрашиваемые 45 млрд рублей (700 млн долларов США), поэтому крымский “парламент” перенес рассмотрение наиважнейшего документа на 10 декабря. “До настоящего времени министерством финансов России и Правительством РФ не определены параметры бюджета Крыма на 2016 год, поэтому к 15 ноября мы не успеваем его принять”, – рассказал “министр финансов” Крыма Владимир Левандовский.
Как будут развиваться события – покажет время, но ввиду сложной экономической ситуации Москва будет “сражаться” за каждый миллион, выделяемый Крыму. Но и местная власть не собирается сдаваться, учитывая нарастание недовольства среди жителей полуострова, а также напоминая об обещаниях, которые россияне щедро раздавали в 2014 году. Скорее всего, что аппетиты крымской власти несколько урежут (придется тогда и другим депутатам вслед за “спикером” Владимиром Константиновым отказываться от зарплаты), но в целом бюджет 2016 года будет больше нынешнего. И федеральных денег на Крым придется тратить с каждым годом все больше и больше. Потому что Крым остается дотационным регионом, в котором, к тому же, из-за нарушения хозяйственных связей экономика испытывает колоссальные трудности, которые невозможно решить за несколько лет. Поэтому Москва будет платить до тех пор, пока либо ишак, либо падишах.