После аннексии Крыма Россией на полуострове под разными предлогами вытесняют все то, что так или иначе связано с Украиной. Несмотря на признание местной “Конституцией” украинского языка государственным наряду с русским и крымскотатарским, большинство государственных учреждений требует нотариально заверенного перевода на русский язык документов украинского образца. Крымчан лишили украинского телевидения и радио, закрываются украинские школы и классы, с радиоэфиров снимают песни украинских исполнителей, “власти” отбирают помещения у украинских церквей, а суды выносят судебные приговоры за использование украинской символики. Украина, как и любые проявления украинской идентичности, в “российском” Крыму сегодня под негласным запретом.
Судебные дела по политическим мотивам

Олег Сенцов и Александр Кольченко в российском суде
Прежде всего, репрессии российских властей в Крыму коснулись активистов Евромайдана и тех, кто после оккупации не скрывал своей проукраинской позиции. Большинство участников революции Достоинства вынуждены были покинуть полуостров, опасаясь за свою жизнь. Однако, целый ряд крымских активистов уже привлекли к уголовной ответственности по разным статьям Уголовного кодекса РФ, в том числе, и по обвинению в терроризме.
Одними из первых под маховик российских политических репрессий попали режиссер Олег Сенцов, гражданские активисты Геннадий Афанасьев и Александр Кольченко, историк Алексей Чирний. Они были арестованы в мае 2014 года в Крыму, вывезены в Россию, где их осудили по обвинению подготовке терактов на территории полуострова.
Приговор крымским сторонникам Украины оказался суровым: Афанасьева и Чирния приговорили к 7 годам колонии, Кольченко – к 10, а “руководителя террористической организации”, по версии российского суда, Сенцова – к 20 годам тюремного заключения.
За участие в событиях на Майдане в Киеве в феврале 2014 года, а точнее за нанесение телесных повреждений сотрудникам правоохранительных органов, в Крыму был осужден Александр Костенко, которому после апелляции определили меру наказания в 3 года 11 месяцев колонии общего режима. Сегодня под следствием находится еще один майдановец – Андрей Коломиец, которого обвиняют в покушении на убийство сотрудников “Беркута”.
Одним из самых резонансных стало “дело 26 февраля”, фигурантами которого выступают крымские татары – участники проукраинского митинга под стенами Верховного Совета АР Крым 26 февраля 2014 года. По данному “делу” два человека уже получили обвинительные приговоры: Талята Юнусова и Эскендера Небиева приговорили к условным срокам – 3,5 и 2,5 года, соответственно. В отношении еще шести обвиняемых, в том числе заместителя председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ахтема Чийгоза, в настоящее время проходит судебное заседание. Первоначальные обвинения в организации и участии в массовых беспорядках дополнили подозрениями в экстремистской деятельности, что влечет за собой более суровое наказание.
Приговор украинскому флагу
В феврале 2016 года крымский суд вынес еще один приговор по сфальсифицированному обвинению в отношении крымского фермера Владимира Балуха, над домом которого уже после оккупации полуострова развивался украинский флаг. Российские правоохранители под надуманными предлогами провели ряд обысков в доме фермера, сорвали флаг, и в итоге обвинили его в “публичном оскорблении представителя власти”. В результате Балуха приговорили 320 часам исправительных работ.

Сергей Дуб у памятника Тарасу Шевченко в Симферополе, 24 августа 2014 года
Разного рода административным наказаниям за использование украинской символики постоянно подвергаются и другие проукраински настроенные крымчане. В частности, 24 августа 2014 года в День независимости Украины Сергей Дуб приехал на велосипеде к памятнику Тарасу Шевченко в Симферополе с флагом Украины. Его задержали сотрудники полиции, а суд признал его виновным в мелком хулиганстве, приговорив к штрафу в 500 рублей.
После празднования 201-й годовщины со дня рождения украинского поэта Тараса Шевченко (9 марта 2015 года) крымские силовики задержали троих участников акции – Леонида Кузьмина, Вельдара Шукурджиева и Александра Кравченко. За наличие на акции украинского флага с надписью “Крым – это Украина” всех троих активистов приговорили к 40 часам обязательных работ. Апелляционный суд оставил приговор в силе, заменив исправительные работы штрафом в размере 10 тысяч рублей. Еще одного участника акции 9 марта Куртсеита Абдуллаева осудили чуть позже, приговорив к 20 часам обязательных работ.
11 августа 2015 года Вельдар Шукурджиев сфотографировался с украинским флагом на центральной площади Симферополя, за что был задержан сотрудниками полиции. В феврале 2016 года суд приговорил его к штрафу в 10000 рублей.
24 августа 2015 года в Керчи задержали троих крымчан, которые фотографировались на горе Митридат с украинским флагом. Одному из задержанных присудили 15 суток содержания под стражей, второго приговорили к штрафу в 1000 рублей.
4 ноября 2015 года на праздновании Дня единства России на центральной площади крымской столицы развивались флаги многих народов, проживающих в Крыму. Не было только украинского флага.
Образование и культура: как можно меньше украинского

Ученики бывшей Украинской гимназии пришли на последний звонок в вышиванках, 22 мая 2015 года
Российские оккупационные власти проводят политику целенаправленного уничтожения украинского образования. В частности, на 1 января 2014 года в Крыму функционировало 7 украинских школ и почти 500 классов с украинским языком обучения. Один из первых шагов новой “власти” был направлен против украинской гимназии в Симферополе, которая по праву считалась одной из лучших школ полуострова – ее превратили в рядовую гимназию, упразднив украинский язык обучения. По состоянию на 1 января 2016 года в Крыму функционирует только одна школа в Ялте, где преподавание ведется на украинском языке.
Если в 2013-14 учебном году в школах Крыма на украинском языке обучалось 12694 ученика, то уже в следующем учебном году их осталось всего 1990 – в шесть раз меньше.
Учебники, изданные при Украине, были изъяты из школ и переданы на переработку. Школьные учителя украинского языка вынуждены были уезжать с полуострова или же пройти переквалификацию. В центральном вузе полуострова – Таврическом национальном университете им. В.И. Вернадского, на базе которого создан Крымский федеральный университет, был ликвидирован факультет украинской филологии.
Учреждения культуры также подверглись серьезной трансформации – Крымский академический украинский музыкальный театр в Симферополе оккупационные власти преобразовали в “Государственный академический музыкальный театр Республики Крым”, который остался без украинского репертуара. В 2014 году задумались о том, чтобы лишить Крымскую республиканскую научную библиотеку имени украинского поэта Ивана Франко. Но пока передумали. Как и не решились переименовать в “Баян” симферопольской кинотеатр, названный в честь Т.Г. Шевченко.

Демонтаж памятника гетману Сагайдачному, апрель 2014 года
В Севастополе почти сразу после аннексии демонтировали два памятника – украинскому гетману Сагайдачному и памятник, который был заложен в честь 10-летия Военно-морских сил Украины.
В конце 2015 года в Крыму закрыли украиноязычную детскую театральную студию “Світанок”. Поводом к закрытию послужила театральная постановка ко Дню Святого Николая. Возмущение чиновников вызвал тот факт, что украиноязычные сцены не были переведены на русский язык, а вышиванки на юных актерах и украинскую речь оккупанты назвали “махровым национализмом”.
В Крыму практически невозможно купить украинские книги, газеты или журналы – они теперь просто не поступают на полуостров. На радио введена цензура в отношении украинских исполнителей. Например, запрещено ставить в эфир Руслану, которая принимала активное участие в Евромайдане, или Джамалу с ее песней “1944”, посвященной депортации.
Притеснения Украинских церквей

Храм УПЦ КП в с. Перевальное
В условиях постоянного давления и выживания украинского языка и украинской культуры с полуострова, единственным духовным центром Украины осталась Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). И этот факт, несомненно, раздражает оккупационные власти. Воздействие на УПЦ КП осуществляется, прежде всего, с помощью изъятия церковных помещений и преследования священнослужителей. В 2014 году у УПЦ КП забрали 2 храма – на территории Учебного отряда в Севастополе и в селе Перевальном (Симферопольский район). Оба помещения передали Православной церкви Московского патриархата.
На 1 января 2014 года в Крыму у УПЦ КП было 15 храмов, в 2016 году осталось 10.
Под большим вопросом сегодня в Крыму судьба главного храма – Кафедрального собора святых равноапостольных князя Владимира и Ольги, расположенного в центре Симферополя.
Данное помещение в 2001 году местными властями было передано в безвозмездное пользование УПЦ КП до 2050 года. Однако после аннексии условия пользования помещением были изменены для Церкви: расчет арендной платы стали проводить по специальной методике, что привело к появлению колоссальных сумм аренды. Кроме того, оккупационные власти отобрали у храма 112,6 кв. м площади, которую впоследствии выставили на торги и нашли нового арендатора. Это создает сложности для работы священников, так как вход в помещения, арендуемые некоммерческой организацией, проходит через зал храма, где проходят богослужения.
Обращения УПЦ КП в суд оказались безрезультатными, поэтому прихожан-украинцев в любой момент могут лишить их собора. По мнению крымского архиепископа УПЦ КП Климента, такие действия местных “властей” угрожают самому существованию церкви в Крыму.
Вторым рычагом воздействия на церковь стала перерегистрация религиозных организаций по российским законам. Для УПЦ КП основная опасность заключается в том, что после такой перерегистрации, сохранив свое название, она лишится многих льгот как церковь, имеющая заграничный центр (для Киевского патриархата, соответственно, Киев).

Флаг Украины на маяке в Ялте, январь 2016
Не менее сложная ситуация сложилась с Украинской греко-католической церковью (УГКЦ), многие священнослужители которой поддерживали украинских военных в период оккупации Крыма. Впоследствии им стали угрожать, а затем и открыто преследовать. В апреле 2014 года глава греко-католической общины Ялты вынужден был покинуть аннексированный полуостров из-за обвинений ФСБ в “террористической” деятельности. В сентябре 2014 года неизвестные похитили и удерживали некоторое время священнослужителя евпаторийского прихода Костецкого.
В результате приходы УГКЦ сегодня работают де-факто в полуподпольном режиме, поскольку в России греко-католиков рассматривают как украинских “радикальных националистов”.
Серьезной проблемой для священников украинских церквей стал вопрос гражданства, так как не имея российского паспорта, они могут находиться на территории оккупированного полуострова не более 90 дней.
По этой причине многие священники покинули Крым и приезжают только для отправления обрядов по воскресеньям, а также в дни религиозных праздников.
Оккупационные власти планомерно вытесняют с полуострова все, что может напоминать жителям аннексированного Крыма об Украине. Создают невыносимые условия жизни для тех, кто не скрывает своих проукраинских взглядов. Но согласно законам физики: чем больше сила воздействия, тем сильнее будет противодействие. Пока же основной формой протеста крымчан стали проукраинские надписи и рисунки, которые регулярно появляются в разных частях оккупированного полуострова.
Ирина Съедина
для “Под прицелом”