На минувшей неделе “врио” губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников рассорился с Дирекцией по реализации федеральной целевой программы (ФЦП) на полуострове, назвав ее абсолютно неэффективной структурой. Поводом для этого радикального шага послужил отказ от уже разработанного проекта по переброске воды из крымской реки Севастополю и передача средств, выделенных на реконструкцию аэропорта Бельбек, международному аэропорту Симферополь, в состав которого войдет и севастопольский воздушный порт.
Обида Овсянникова
17 января в севастопольских СМИ появилась информация о том, что исполняющий обязанности городского “губернатора” Дмитрий Овсянников решил отозвать представителя города-героя из наблюдательного совета АНО “Дирекция по управлению Федеральной целевой программой “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года”. Правда, для всех осталось загадкой, кто же был этим представителем, поскольку Овсянников только направил письмо с просьбой ввести своего “зама” Дмитрия Гладских в состав наблюдательного совета. Ответ же из Симферополя получен не был. Но как бы там ни было, Овсянников своим демаршем показал, что не доволен не только поведением Крыма, но и политикой Москвы в отношении Севастополя.
По словам одного из чиновников городского “правительства”, в Севастополе сложилось мнение о Дирекции, “как об очень дорогом аутсорсинге Минэкономразвития РФ, который при этом абсолютно неэффективен”.
Севастольского “врио” губернатора удивили и доходы сотрудников Дирекции, превышающие его зарплату.
“Когда в штате АНО работают 40 человек с фондом оплаты труда 90 млн рублей, которые на компенсацию жилья получают 15 млн рублей, то среднемесячный доход каждого работника, даже рядового, выше среднемесячного дохода губернатора Севастополя”, – подчеркнул Овсянников.
Правда, уже через несколько дней риторика севастопольского “головы” несколько изменилась и он уже выразил надежду на помощь Дирекции в реализации ФЦП в городе-герое.
“Мы надеемся на поддержку АНО “Дирекция по ФЦП”, обратились с этим вопросом на совещании (у вице-премьера Дмитрия Козака – ред.), получили полное понимание. Теперь знаем, что будем видеть не только двух человек из дирекции – штат порядка 40 человек, а чуть большее количество”, — подчеркнул Овсянников, посетовав, что в 2016 году его чиновники чуть ли ни каждый день вынуждены были ездить в Симферополь, где располагается офис Дирекции.
Дирекция ФЦП
Автономная некоммерческая организация “Дирекция по управлению федеральной целевой программой “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года” была создана в январе 2016 года для оказания методической помощи властям оккупированного полуострова в освоении средств ФЦП. Накануне создания новой структуры “глава” Крыма Сергей Аксенов пожаловался в Москве на то, что деньги Крыму выделяют несвоевременно, как правило, под конец года, поэтому регион их просто не может освоить вовремя.
“По ФЦП в 2015 году должны были освоить 15 млрд руб. Сегодня уже декабрь, на сегодня еще ни одной копейки, при том, что три раза согласовывались планы, графики, наименования мероприятий и нашими должностными лицами, и всеми без исключения федеральными, включая согласования всех просьб федеральных министерств”, – рассказывал тогда Аксенов.
По этой причине на полуострове смогли освоить только 978,8 млн рублей, хотя Улюкаев назвал цифру в несколько раз большую – 22,6 млрд рублей.
С Дирекцией освоение денег пошло гораздо быстрее: в конце 2016 года Аксенов отчитался о том, что на полуострове использовано порядка 91% средств по ФЦП. Правда в сумме это всего 20,5 млрд из запланированных 22 млрд рублей (даже меньше, чем в 2015 году).
Бельбек и Коккозка
Если Крым довольно активно тратил федеральные средства, то в Севастополе возникли существенные трудности – к октябрю город смог использовать только 5% запланированных средств. К тому городское “правительство” ожидал неприятный сюрприз в виде отказа сразу от двух масштабных проектов на общую сумму в 3,4 млрд рублей.
Так, в конце 2016 года Дмитрий Овсянников вынужден был отказаться от городского аэропорта Бельбек, который пообещали модернизировать, но только в составе аэрокомплекса международного аэропорта Симферополь. В результате 1,7 млрд средств на реконструкцию Бельбека передали Крыму, невзирая на то, что “врио” губерантора активно лоббировал этот проект и даже нашел инвестора, как того требовали в Москве. Но все усилия оказались напрасными.
“Если когда-нибудь мы вернемся к самостоятельном аэропорту, мы просто-напросто продолжим с того места, на котором остановились. А пока это (проект – ред.) просто ляжет на полку. Мы ждем согласия Республики Крым на наше участие (в проекте гражданского сектора – ред), параллельно бьемся за самостоятельный аэропорт”, – констатировал Овсянников.
При этом глава Дирекции по ФЦП Андрей Никитченко, который до этого работал “советником” теперь уже экс-“губернатора” Севастополя Сергея Меняйло, обвинил севастопольское “правительство” в том, что оно не предприняло необходимых шагов для развития собственного аэропорта.
“В течение года правительство Севастополя не смогло сформулировать внятной стратегии развития гражданского аэропорта Бельбек, защитить эту стратегию перед Правительством РФ, и, самое главное, привлечь частный капитал для соинвестирования”, – сказал он.
Вторым ударом для Дмитрия Овсянникова стал де-факто отказ Дирекции от строительства водовода для переброски воды из крымской реки Коккозка Севастополю. Несмотря на то, что данный проект был заложен в ФЦП после смены власти в городе-герое, в Крыму начали тормозить его реализацию.
Первоначально комиссия по экологической и энергетической безопасности крымского “совмина” признала все три проекта строительства водовода из водохранилища на реке Коккозка нецелесообразными из-за негативного воздействия на окружающую среду.
Затем крымские “власти” решили посоветоваться с местными жителями, которые протестовали против переброски воды еще с лета, опасаясь лишиться единственного источника водоснабжения. В итоге на проведенном 25 октября 2016 года собрании рабочей группы крымского “совмина” под руководством “вице-премьера” Дмитрия Полонского и общественности проекту был вынесен отрицательный вердикт.
“Считать реализацию проекта “Проектирование и строительство водохранилища и тракта водоподачи для переброски части реки Коккозка в Чернореченское водохранилище г. Севастополь” невозможным и несущим угрозу экологической безопасности республики Крым и Севастополя, противоречащей интересам жителей республики Крым и Севастополя”, – гласила резолюция собрания.
В то же день к гласу народа прислушался и “глава” Крыма Сергей Аксенов, который пообещал не подписывать никаких документов по переброске Коккозки, если они нарушают экологию региона.
“Ни один вариант (переброски воды для Севастополя – ред.), который ущемляет права местных жителей, либо нарушает экологическую безопасность на территории Республики Крым, принят не будет и мной поддержан также не будет”, – твердо заверил он.
А в начале 2017 года де-факто отказ от реализации проекта озвучил и глава Дирекции Андрей Никитченко.
“В программе есть мероприятие – строительство водозабора Соколиновского водохранилища с трактом водоподачи в Чернореченское водохранилище. Были сомнения в экологической и технологической целесообразности этого проекта, и вообще, в принципе, решает ли оно задачи по водообеспечению Севастополя. Я считаю, что его реализация на данном этапе нецелесообразна”, – подчеркнул он.
При этом 1,7 млрд рублей, выделенные на данный проект, будут переброшены на альтернативные варианты решения проблемы водообеспечения города: модернизацию Чернореченского водохранилища, ремонт сетей и пр.
Провал ФЦП в Севастополе
По итогам 2016 года Севастополь сумел освоить около 411 млн рублей по ФЦП, что составляет 68% от скорректированной в середине года сумму средств и 26% от первоначально запланированных расходов. При этом по итогам 9 месяцев 2016 года было освоено только 45,9 млн рублей. О том, как осваивали бюджетные средства за оставшиеся месяцы, остается только догадываться.
Кстати, основные затраты были запланированы на проектные работы по очистным сооружениям, участку трассы “Таврида”, строительству социальных объектов – детских садов, школ, врачебных амбулаторий. Однако, по словам того же Никитченко, проекта на очистные сооружения до сих пор нет. Городские “депутаты” еще в ноябре признались, что социальные объекты в городе строятся крайне плохо: до конца года обещали ввести в строй только три детских сада из целой серии запланированных объектов социальной инфраструктуры.
Серьезные проблемы возникли со строительством онкоцентра, для которого в городе вовремя не выделили землю. К тому же проектная стоимость центра, по словам Никитченко, крайне низкая – всего 800 млн рублей, в то время как реальные затраты составят не менее 4 млрд рублей. Поэтому глава Дирекции предложил несколько вариантов решения проблемы: просить дополнительные средства в Москве, искать частных инвесторов или строить совместно с Крымом.
Очевидно, что первый вариант в условиях острого дефицита финансов в России вряд ли будет одобрен, поиск инвестора – тоже дело нелегкое, а вот один онкоцентр на Крым – это более реальный вариант, только строить его явно будут не в Севастополе, а значит и средства получат крымские чиновники.
Таким образом, средства по ФЦП под разными предлогами перетекают из севастопольского кармана в крымский, благодаря находчивости и предприимчивости местной “власти”, которая смогла найти нужные двери в Кремле.