Аннексировав Крым, Россия обещала многое, в том числе и новые дороги для полуострова. Однако прошло уже почти три года с момента оккупации, а ни одного километра новой дороги так и не было построено. Капитальный ремонт тоже остается большей частью только на бумаге, а с помощью текущего ремонта российские фирмы активно закатывают в асфальт российские миллиарды.
Финансирование крымских дорог
Понять, какую сумму Россия готова выделить на Крым практически невозможно, поскольку аппетиты местной “власти” постоянно растут. Например, в Программе для дорожной отрасли Крыма на 2015-17 гг. было запланированопредусмотрено выделение 200 млрд рублей: 90 млрд на трассу “Таврида”, и остальные средства – на капитальный ремонт 1316 км крымских дорог (примерно четвертой части всех автодорог полуострова).
Однако по истечении второго года реализации программы капремонтом охвачено всего несколько километров (по линии инженерная защита). Видимо, ремонт остальных 1314 км отложили на 2017 год.
Совсем недавно “глава” Крыма Сергей Аксенов рассказал, что в 2016 году Россия выделила в общей сложности 18 млрд рублей на ремонт дорог полуострова, из них 11,5 млрд межмуниципальные дороги (общая протяженность 6267 км) и 2,1 млрд рублей на муниципальные дороги (общая протяженность 8650 км). После визита российского премьер-министра Дмитрий Медведева на оккупированный полуостров незадолго до выборов в Госдуму Крым получил еще 4,5 млрд рублей.
Правда, насколько можно верить крымскому “премьеру”, если озвученные им цифры слишком часто расходятся с реальностью. Например, в 2015 году Аксенов рассказал о том, что в Крыму было отремонтировано 218 км автодорог, хотя Служба автодорог отчиталась только о ремонте 50 км (в основном на трассе Симферополь-Феодосия).
Странно и то, что если верить “главе” Крыма, при выделенных в 2015 году 7 млрд рублей отремонтировали более 200 км дорог, а увеличение финансирования на несколько миллиардов в 2016 году, по словам крымского “министра” транспорта Анатолия Волкова, позволит отремонтировать, только 155 км. В планах Службы автодорог и того меньше – только 60 км.
В 2016 году помимо Керченской трассы ремонт проводится на автодороге Симферополь-Николаевка (выделено 980 млн рублей), на аварийном участке дорог Судак-Алушта и Судак-Новый Свет, восточном обходе Симферополя. Ликвидировали последствия оползня на Ялтинской трассе в районе Массандры. Уже несколько месяцев ремонтируют 7 км дороги Симферополь-Красноперекопск (между Симферополем и аэропортом), укладывая и срывая асфальт. Работы на большинстве участков еще далеки от заверешения, но местные “власти” уверяют, что успеют все закончить в этом году.
“До конца этого года вся автодорога от Симферополя до Керчи будет полностью отремонтирована. Сейчас ведутся работы на 5 участках. До конца года 54 километра будут отремонтированы”, – заверил врио начальника Службы автодорог Крыма Игорь Кравченко.
Тем не менее, по словам Аксенова, денег выделенных за 2 года, хватило на ремонт только 1,5% дорог Крыма. Местные “власти” же хотели бы получить в ближайшие годы не менее 67 млрд рублей на дороги полуострова, на что в Москве, по словам первого “заместителя” министра транспорта Крыма Игоря Титова “покрутили пальцем у виска” и попросили умерить аппетиты, пообещав урезать финансирование в 2017 году.
При всех бравурных речах Россия пока не смогла обеспечить ни одного километра нового строительства, а выделенные несколько миллиардов на капремонт ушли лишь на борьбу с оползневыми участками (в общей сложности несколько километров). В то же время, по данным “Укравтодора”, в 2008-13 гг. в Крыму и Севастополе было построено более 20 км автодорог (92 млн долларов). Капитальный ремонт осуществили на 32 км дорог (54 млн долларов).
Федеральная целевая программа и дороги Крыма
Новое строительство в Крыму предусмотрено по линии Федеральной целевой программы (ФЦП), центральное место в которой занимает трасса “Таврида” – автобан примерной протяженностью 280 км, который свяжет Керчь и Севастополь. Правда, проект трассы до сих пор еще не готов – его обещают закончить к концу марта 2017 года. Не известна и итоговая стоимость объекта, которая за 2 года уже возросла с 90 до 140 млрд рублей. А министр финансов РФ Антон Силуанов обещает искать средства на трассу в процессе ее строительства. “Ресурсы в течении трех с небольшим лет будут найдены”, – рассказал он.
Важным элементом строительства “Тавриды” выступает объездная вокруг Симферополя, первый участок которой (Мирное-Дубки) протяженностью 7,3 км был введен в эксплуатацию еще в 2010 году – при Украине. Тогда же был разработан проект строительства второй очереди – Дубки-Левадки (8,2 км).
За два с половиной года аннексии россияне не смогли даже утвердить уже фактически готовый проект, хотя Аксенов перед камерами распорядился закончить строительство второй очереди до конца 2015 года. В этом году “глава” Крыма стал более осторожен и пообещал завершить строительство до конца 2017 года. Кстати, стоимость объекта за две недели в речах крымского “премьера” выросла с 6,8 млрд до 9 млрд рублей, из которых 2,5 млрд нужно освоить до конца года.
Кто ремонтирует крымские дороги
Среди фирм, ремонтирующих крымские дороги, лидирующие позиции занимают россияне – компании из Ростова, Краснодара, Москвы, Питера и даже Иркутска осваивают бюджетные средства на оккупированном полуострвое, несмотря на минимальный уставной фонд (10 000 рублей), наличие нескольких соседей по адресу регистрации и финансовые проблемы. Исключение, пожалуй, составляет только ЗАО “ВАД” – корпорация, которая обслуживает крупные бюджетные проекты. Именно ее без конкурса Аксенов назначил единственным подрядчиком проекта по строительству автомобильного подхода к Керченскому мосту и трассы “Таврида”.
Среди небольших компаний, которые приехали ремонтировать дороги Крыма, безусловным лидером по объему подрядов стала фирма ООО “Крым Магистраль Строй“. Несмотря на крымскую регистрацию корни фирмы через ростовскую фирму уходят к московскому ООО “Синергия”, которая с 2014 года испытывает финансовые трудности. Крымская компания в 2015-16 году получила контрактов на сумму в 1,12 млрд рублей (хотя по итогам года цифра может оказаться еще больше).
Компания ООО “Доринвест-Крым” была учреждена российскими бизнесменами Гагиком Авакяном и Игорем Кравченко в 2014 году, после чего сразу же получила генподряды на ремонт дорожной сети полуострова. Назначение Кравченко главой Службы автомобильных дорог Крыма открыло двери “Доринвесту” к наиболее привлекательным контрактам на сумму в почти миллиард рублей, без учета ремонта дорог в крымской столице.
Не менее интересна, получившая подряды на 0,5 млрд рублей фирма ООО “Коммунтранс“, которая практически не фигурирует в российских базах. Однако при детальном изучении оказывается, что данная компания имеет сиамского близнеца с таким же ИНН – ООО “ДТСК”, которую возглавляет хорошо известный в Крыму Валентин Завойчинский, ранее занимавший пост руководителя Службы автодорог и имевший тесные бизнес-связи с “донецкими”. Видимо эти связи сохранились, поскольку фирма использует при строительстве технику с донецкими номерными знаками, нарушая российское законодательство. “Коммунтранс” также является участником крымской СЭЗ.
Подряды в размере 200-300 млн получили также московские фирмы ООО “Основа” и ЗАО “Центрдорстрой-826″, а также зарегистрированные в Крыму ООО «”Крымстрой” (учредители из Краснодара) и ООО “Крыммехтранс” (учредители из Иркутска).
Российские технологии на крымских дорогах
Российские фирмы привезли в Крым не только свои заводы и технику, но и технологии, в результате использования которых уложенный асфальт приходит в негодность за пару недель.
Так, весной 2016 года после проведения ремонтных работ на участке трассы Феодосия-Симферополь фирмой “Крыммехтранс” между селами Родники и Радостное, асфальт просел и потрескался через пару недель после его укладки. Причина банальна: подрядчик в основание вместо щебня положил смесь из глины и камней. В итоге покрытие просело и покрылось трещинами, которые тут же закатали вторым слоем. Но это не помогло – сетка трещин проявилась вновь, а Служба автодорог на запрос крымского общественника Александра Талипова ответила, что у них претензий к качеству нет, а материалы соответствуют ГОСТу.
Еще более печальной оказалась судьба ремонта участка трассы Симферополь-Красноперекопск (на пути из столицы Крыма в аэропорт), который за 695,7 млн рублей проводила фирма “Крым Магистраль Строй”. Через пару месяцев работы оказалось, что ремонт выполнен некачественно, поэтому начались замены подрядчиков, а вместе с ними и уже уложенного асфальта, а также 11 км установленных бордюров. Но и новый ремонт, по словам водителей, долго не протянет из-за отсутствия водоотвода, если, конечно, в России еще не изобрели водоотталкивающее покрытие.
В Джанкое асфальт, по словам “главы” ГУП РК “Служба технического надзора” Владимира Александренко, просто “всплыл”. “Сделали не ту конструкцию, положили на неподготовленное основание, забыли, что объемный вес асфальта очень мал”, — прокомментировал он ситуацию.
Однако крымский дорожник с многолетним стажем работы назвал такое объяснение полной некомпетентностью данного технадзора.
“Плотность асфальта в 2-2,5 раза больше плотности воды, поэтому “всплыть” он никак не мог. Скорее всего, в данном случае была нарушена технология строительства – основание не очистили от грязи и пыли, поэтому не произошло сцепления асфальта и его смыло дождями”, – пояснил нам возможные причины разрушения отремонтированного покрытия сотрудник крымской дорожной службы.
К сожалению, с такими “специалистами” как Александренко крымские дороги в скором времени имеют все шансы “уплыть” в Черное море.
В общем, через два года бездействия российские власти наконец-то взялись за дороги Крыма и развили бурную деятельность – как раз накануне выборов в Госдуму. Однако качество проводимого ремонта в большинстве случаев вызывает серьезные нарекания, а крымчане с ужасом взирают на то, по каким дорогам им придется ездить дальше, если российские фирмы так цинично закатывают в лучшем случае в асфальт, а иногда просто в грязь российские миллиарды. Крымские дороги при этом никого волнуют, как впрочем, и сам полуостров, который стал лишь средством для отмывания денег из российского бюджета. Ну а дороги полуострова от всех этих манипуляций постепенно превращаются в бездорожье.