В современном мире насчитывается более 2000 свободных экономических зон (СЭЗ), с помощью которых решаются социально-экономические проблемы как общегосударственного, так и регионального уровня. Крыму в данном случае «повезло» вдвойне, так как на полуострове образованы не одна, а целых две СЭЗ – украинская и российская. Однако в обоих случаях лоббистов данных экономических проектов мало беспокоит судьба крымской экономики в целом, и крымского бизнеса, в частности.
Что такое СЭЗ и с чем ее едят?
Свободные экономические зоны – это определённые территории с льготными условиями (таможенного, налогового, валютного, визового характера) для национальных или иностранных предпринимателей. В современно мире СЭЗ – это нормальная практика ведения бизнеса, которая чаще всего используется для привлечения инвестиций и новых технологий. В результате открываются новые предприятия, снижается процент безработных, постепенно повышается уровень благосостояния населения. Это выгодно и бизнесу, и государству. Однако, крымская ситуация уникальна: регион аннексирован Россией, но не признавая этого акта, мир вслед за резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН продолжает считать полуостров украинской территорией. Россия и Украина создают здесь каждая свою свободную экономическую зону: одна на «своей» территории, другая – на временно оккупированной.
СЭЗ по-российски
Свободная экономическая зона «Крым» для России – это один из наиболее оптимальных способов экономического развития для «спорной» в международно-правовом поле территории, чем россияне не преминули воспользоваться.
Согласно федеральному закону Российской Федерации от 29 ноября 2014 года СЭЗ «Крым» держится на «трех китах»: льготное налогообложение, призванное стимулировать приток инвестиций и новых технологий; режим открытых портов (освобождение от ряда портовых сборов и упрощение процедуры оформление грузов), а также облегчение визовых процедур для туристов – возможность получать краткосрочные туристические визы на месте.
Однако первые же месяцы действия данного закона в Крыму показали, что в действительности не все так радужно, как было на бумаге. Иностранные инвесторы все также не торопятся в регион, опасаясь попасть под санкции ЕС и США, введенные ими на протяжении 2014 года. Как отмечает крымская статистика за 2014 г. в Крыму наблюдалось рекордное падение инвестиций – на 76%. При этом лидирующие позиции стали занимать Виргинские острова и Гернси – известные всему миру оффшоры, откуда приходится до 85% инвестиций. Льготное налогообложение создаст для них дополнительные преференции.
Статус участника о СЭЗ: легко ли получить льготы крымчанам?
Статус участника СЭЗ по российскому стандарту предоставляет весомые стимулы для развития бизнеса во всех сферах, кроме добычи полезных ископаемых – этими доходами государство делиться не собирается. Прежде всего, предусмотрена нулевая ставка налога на прибыль в федеральный бюджет и не более 13,5% в региональный. К слову, в России средняя ставка налога составляет 20%, из них 2% в федеральный и 18% в местный бюджеты. Во-вторых, участников СЭЗ освобождают от налога на имущество (на 10 лет) и земельного налога (на 3 года). Помимо этого они получают возможность беспошлинного ввоза импортных товаров, комплектующих и оборудования,
Все бы, казалось, хорошо, но для того, чтобы получить статус участника СЭЗ помимо бюрократической процедуры, нужно выполнить еще два ключевых условия. Во-первых, подготовить инвестиционный план развития не менее, чем на три года. Во-вторых, иметь возможность осуществить капиталовложения в размере от 3 млн (для малого и среднего бизнеса) до 30 млн рублей для всех остальных. Но выполнить их не так-то просто. Как отмечал директор Сакского молокозавода Юрий Оболенцев: «Очень тяжело получить статус предприятия, работающего в СЭЗ. Все документы требуются с «дальним планом», а сейчас в Крыму вообще никто ничего не планирует, и пока мы воспользоваться (возможностью вступить в СЭЗ – ред.) не можем». Еще более категоричен в оценках был член Общественной палаты Крыма, глава правления ПАО «Завод «Фиолент» Алексей Баталин, который прямо сказал: «Крымские предприятия лишены возможности работать в силу тех законов, которые есть в РФ… Для тех, кто приедет с материка (с материковой части России – ред.), все выгодно».
Порты и туристы
С портами ситуация тоже не совсем понятна: вроде режим «порто франко» ввели, но каравана судов в крымских гаванях пока не наблюдается. Оно и понятно – санкции ведь Запад ввел и пока прекращать не собирается. Экономист Вадим Стецкий, глава правления общественной организации, «Добробут», считает, что данный механизм вряд ли позволит обойти режим санкций в полной мере.
«Возможность для обхода санкций, безусловно, существует, но она будет касаться деятельности оффшорных компаний и тех стран, которые не поддержали санкций против Крыма», – говорит эксперт.
Третий «кит» – туристический сектор, пока тоже далек от рекордов. Не особо горят желанием туристы посещать «опасный» регион: кто знает, в какой стране проснешься утром. Вот и получается – закон есть, только толку от него для Крыма и крымчан пока не видно.
СЭЗ по-украински: бизнес превыше всего
Закон о СЭЗ: политика vs экономика
Украинский закон о СЭЗ «Крым» был принят 12 августа 2014 г. и довольно быстро подписан президентом, хотя официально об этом стало известно только к концу сентября. Специфика закона заключается в том, что он должен действовать на временно оккупированной территории, где Украина де-факто не может обеспечить его выполнения. Поэтому, по словам эксперта Вадима Стецкого, данный документ в большей степени носит политический характер, нежели экономический.
«Сегодня можно оценить только политические выгоды для украинского государства от принятия закона о СЭЗ «Крым», так как данным законом установлены юридические механизмы для эвакуации граждан и бизнеса, а также правила функционирования бизнеса на оккупированной территории, хоть реализация данных норм в условиях коллизии двух правовых режимов конфликтующих государств является весьма затруднительной», – считает Стецкий.
Преференции по-украински
Что же предлагает Закон о СЭЗ, который уже получил массу нелестных комментариев от украинских экспертов? Не затрагивая вопросов вынужденных переселенцев, остановимся лишь на сюжетах экономического характера.
Прежде всего, на территории СЭЗ предусматривается введение особого правового режима в регуляторной, налоговой, таможенной и миграционной сферах. Обеспечивать функционирование свободной экономической зоны должна Управляющая государственная компания СЭЗ «Крым», которая, кстати, за полгода действия закона так и не создана.
Основные преференции для бизнеса можно свести к трем китам, отличным от российского варианта: освобождение от уплаты налогов, возможность вывоза крымской продукции на материк и даже ее экспорта, а также льготы при переводе бизнеса на материк (списание налогового долга и включение в состав расходов затрат на переезд). Вопросы эвакуации и освобождения от налогов вполне логичны: государство должно помочь перевести бизнес тем, кто этого желает, и отказаться от сбора налогов, если ты не можешь обеспечить их сбор. В итоге крымскому бизнесу предложено де-факто два варианта: либо перерегистрация на материке, либо освобождение от налогов по украинским законам и свободное плавание в российских реалиях. В связи с этим, все юридические лица, зарегистрированные в Крыму, получают статус нерезидентов, что переводит отношения с ними во внешнеэкономическую плоскость. В итоге, по словам Вадима Стецкого, у предпринимателей Украины «при организации экспортно-импортных операций с Крымом возникло множество трудностей, например, при пересечении границы».
Крымская продукция на экспорт
Самым спорным моментом в данном случае выступает возможность свободного вывоза не только на материковую часть, но и за пределы Украины, продукции крымских производителей при условии получения соответствующих украинских сертификатов и уплаты таможенных пошлин. И здесь возникает логичный вопрос: каких предприятий это касается – украинских или «российских»? Следует признать, что украинского бизнеса в Крыму осталось мало: часть активов национализировали, часть предприятий перерегистрировалась самостоятельно по российским законам. Немногие, из сохранивших украинскую регистрацию, находятся в подвешенном состоянии, не зная, что ждет их в ближайшем будущем. В итоге крымские «российские» предприятия также смогут воспользоваться экспортными преференциями этого закона в статусе нерезидента. Туманность формулировок в данном случае соответствует отнюдь не европейскому подходу к законодательным актам, скорее наоборот, побеждает уже набивший оскомину российский вариант – «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло».
Украинские экспортеры: двойная прибыль от оккупации
Пожалуй, наибольшие выгоды от СЭЗ получают украинские экспортёры, которые торгуют с полуостровом и через него с материковой частью Российской Федерации (с помощью уже местных компаний). Во-пекрвых, они получают прибыль от самой торговли, учитывая, что цены в России выше, чем в Украине. С другой стороны, как участники внешнеэкономической деятельности им положен возврат по НДС. К тому же транспортировка грузов в Россию через Крым более безопасна, чем маршруты через Донецк и Луганск.
Вот и получается, что при различных подходах к свободной экономической зоне, оба проекта оказались схожи – выгоды получает, как правило, крупный бизнес. И российский, который может себе позволить инвестировать в крымские предприятия, и украинский, который приобретает возможность получения неплохих дивидендов от импортно-экспортных операций. И крупный крымский, который сможет и дальше выводить капиталы через офшоры.