Минувшая неделя оказалась богатой на знаковые события. В течение января 2015 года ситуация на востоке Украины продолжала ухудшаться. Кульминацией стал обстрел боевиками жилых кварталов города Мариуполя 24 января, в результате которого по официальным данным 31 человек погиб, 108 получили ранения разной степени тяжести.
Эскалация конфликта на востоке Украины вызвала крайне негативную реакцию мирового сообщества и активизировала деятельность международных институций – Совета Безопасности ООН, ПАСЕ и Совета ЕС.
Буквально на следующий день после обстрела украинского Мариуполя Совет Безопасности ООН собрался на внеочередное заседание, посвященное Украине. В эмоциональных выступлениях звучали обвинения в адрес боевиков, которые совершили акт агрессии против мирного населения, что грубейшим образом нарушает международное право. Однако дальше слов члены Совбеза продвинуться не смогли и итоговой резолюции так и не приняли.
26 января в Страсбурге стартовала парламентская сессия Совета Европы, на рассмотрение которой было вынесено несколько вопросов, касающихся Украины. Итоговая резолюция по Украине оказалась довольно жесткой и содержит целый ряд требований к России: освободить незаконно удерживаемого народного депутата Украины и делегата ПАСЕ Надежду Савченко и других «узников войны», прекратить финансировать терроризм в Украине и «оказывать поддержку незаконным вооруженным группам», оказать влияние на террористов и заставить их выполнять Минские соглашения.
ПАСЕ также признала незаконный характер аннексии Крыма, что «является грубым нарушением международного права», нормы которого Россия обязывалась соблюдать, подписывая соответствующие международные договора.
Российская делегация в очередной раз выразила свое недовольство принимаемой резолюцией, а также фактом лишения ее права голоса до апреля, пригрозила выходом из Совета Европы и, обиженная, покинула здание Ассамблеи, прихватив на память лампочки из занимаемых ею кабинетов.
Наконец, 29 января на экстренное заседание собрались министры иностранных дел ЕС. Угроза расширения антироссийских санкций витала в воздухе, на что лучше всего отреагировала российская валюта, которая начала планомерно двигаться вниз, приближаясь к отметке в 69 рублей за доллар. Однако, черт оказался не таким уж страшным, и ЕС так не решился ужесточить санкционные меры. Виной тому стала позиции Греции, где 25 января прошли парламентские выборы, принесшие победу блоку СИРИЗА – гремучей смеси коммунистической, маоистской, троцкистской, социалистической и экологической направленности. Помимо обещаний остановить политику «затягивания поясов», навязываемую Брюсселем, греческие левые в своей предвыборной риторике настаивали на отмене антироссийских санкций, которые приносят убытки их сельхозпроизводителям. И сразу же приступили к выполнению своего обещания, уведомив ЕС о том, что Греция будут ветировать любое решение Совета о расширении санкций. Поскольку процедура принятия подобного решения требует согласия всех стран, ЕС оказался в сложной ситуации. В итоге компромисс был найден: Евросоюз не расширяет санкции, а лишь продолжает до сентября уже имеющиеся «ограничительные меры, направленные на физических и юридических лиц», которые выступали против целостности Украины, а также поручает подготовить предложения по расширению «черного списка».
Станет ли пророссийская позиция Греции очередным «камнем преткновения» в ЕС? Вполне возможно, ведь право вето у греков имеется. Но смогут ли они им воспользоваться? Греция сегодня – это самая проблемная страна Сообщества, будущее которой напрямую зависит от финансовой поддержки Брюсселя или, скорее, Берлина, как основного донора, которому уже порядком поднадоело выбрасывать деньги на ветер, не получая даже видимости столь необходимых для греческой экономики реформ.
Поэтому пророссийская риторика Греции может выглядеть как банальный экономический шантаж ЕС: не дадите денег и не спишите долги, будем блокировать антироссийские решения. Тем более Россия уже намекнула, что готова оказать Греции финансовую помощь. Правда, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в самой России, вряд ли греки могут рассчитывать на существенную поддержку, но использовать тактику «качелей» и вносить разлад в дела Сообщества еще какое-то время они вполне смогут себе позволить.
Реакция США на происходящие события была довольно предсказуемой: сразу после обстрела Мариуполя спикер Госдепа Псаки выступила с заявлением, осуждающим боевиков и поддерживающую их Россию. Однако вопрос дальнейшего расширения антироссийских санкций со стороны Вашингтона будет предметом переговоров с ЕС, чтобы скоординировать усилия и сделать санкции «максимально эффективными».
Нынешняя неделя в очередной раз подчеркнула существующие проблемы в международных отношениях: слабую дееспособность международных организаций, которые фактически ничего не могут сделать с нарушителями международного права, кроме как осудить и выразить обеспокоенность – глубокую или не очень в зависимости от ситуации. Такое уже было в истории, когда право проиграло силе, и мир получил Вторую мировую войну. Сегодня ситуация несколько иная, однако тот, у кого есть сила (или хотя бы ее видимость в виде ядерного оружия) может позволить себе игнорировать международное право, не ожидая решительного отпора.
Если Запад все-таки найдет адекватные правовые меры во взаимодействии с Россией и остановит ее агрессию в Украине, мир сохранится в примерно том же формате, что и был последние двадцать лет. Если же право сильного победит и Россия пойдет дальше в реализации своих имперских амбиций, мы получим уже совсем другую картину мира, в которой «большая» война вполне может стать реальностью.