После аннексии Керчь по праву стала считаться главной транспортной гаванью Крыма – здесь расположен порт “Крым” паромной переправы, через который на полуостров везут грузы и пассажиров автомобильным и изредка железнодорожным транспортом. Однако вместе с переправой город получил статус “проходного двора”, разбитые дороги и треснувшие мосты.
Отстой на заводе и санкции в портах
До оккупации основную прибыль городу приносили порты, а также судостроительный “Залив”. Именно эти предприятия были национализированы крымской “властью”. Однако среди трех портов Керчи только один работает с прибылью – порт “Крым”, который обеспечивает паромное сообщение с Россией.
Ранее порты Крыма работали выполняли транзитные функции – через них осуществлялись экспортно-импортные операции Украины. В 2014 году Украина запретила иностранным судам заходить в порты оккупированного Крыма, что привело к резкому снижению их грузопотока и сокращению сотрудников. К тому же, в конце 2016 года США ввели санкции против “ГУП “Крымские морские порты”, куда входят торговый и рыбный порты Керчи. Поэтому портовое хозяйство города медленно умирает.
Производственная база завода “Залив” и необходимость ремонта паромного состава позволяют предприятию оставаться на плаву. Завод имеет один из самых больших судостроительных доков (364 м в длину и 60 м в ширину), аналогов которым нет в России. Но при всей своей уникальности мощности “Залива”, по словам его директора Андрея Жердева, загружены менее чем на 30%.
И хотя на заводе за три года заложили 6 судов, основную прибыль пока приносит ремонт паромов, работающих на Керченской переправе, да предоставление заводских набережных под отстой российских танкеров и барж.
Российские власти же только обещают “Заливу” крупные заказы, большие деньги и рост числа рабочих до 9000 человек. Но пока Москва обещает “золотые горы”, Вашингтон включает завод в свой санкционный список наряду с феодосийским заводом “Море”. А это еще больше усугубит и без того не простую ситуацию на предприятии.
Сотрудники керченских промышленных предприятий жалуются на низкие зарплаты, на которые с каждым днем все труднее выживать.
Дороги Керчи
С первых дней оккупации Крыма Россией главными транспортными воротами Крыма стала Керченская переправа, через которую на полуостров хлынула военная техника. Колонны танков и БТР-ов быстро привели в негодность местные дороги. Вслед за военной техникой по трассе Керчь-Симферополь пошли многотонные фуры, которые первоначально вывозили дешевые и качественные украинские продукты из Крыма на Кубань. Когда осенью 2015 года вследствие блокады товары с материковой Украины перестали поступать на оккупированный полуостров фуры поехали в обратном направлении. Проблем городу добавило и строительство моста через Керченский пролив – к фурам добавились большегрузы с песком и другими стройматериалами. Летом ко всем вышеперечисленным бедам добавляются пробки и скопления фур в спальных районах, из-за очереди на переправе.
Такого транспортного потока не выдержали керченские мосты – на Горьковском мосту треснула балка, трещины у основания появились на мосту, ведущему в Аршинцево.
Серьезность последствий роста транспортного потока через город признал и бывший “вице-премьер” Крыма Олег Казурин. “Мост, по которому ходят легковые автомобили, – балка обвалилась, Митридатская лестница обрушилась и на обелиске Славы пошли трещины”, – констатировал он еще летом 2016 года.
Городские власти пообещали восстановить поврежденные опоры Горьковского моста к середине декабря, однако работы до сих пор не закончены. Учитывая, что нынешний бюджет Керчи сократили в три раза в сравнении с прошлым годом, уверенности, в том, что дороги и мосты города хотя бы частично отремонтирует, нет.
Тем временем, число ям на керченских дорогах только растет, а через трещины на мостах уже хорошо видно небо.
Обратная сторона “стройки века”
На оккупированном полуострове ждут моста через Керченский пролив, надеясь, что он как волшебная палочка решит в один миг все проблемы крымчан. Однако для некоторых керчан строительство моста обернулось потерей жилья – часть горожан переселяют из зоны стройки, пообещав построить для них новые дома. Всего под отселение попадает 8 многоквартирных домов – в общей сложности 78 квартир, более 80 семей. Однако сроки окончания строительства все время переносят – сначала обещали построить до конца 2016 года, потом до конца февраля уже 2017 года, а теперь и вовсе – в марте.
За срыв строительства своей должностью поплатился даже курирующий этот объект “вице-премьер” Крыма Олег Казурин. Но это не ускорило процесс, поэтому существует большая вероятность, что по мере приближения весны дата ввода домов вновь будет перенесена.
Еще хуже обстоят дела у дачников, чьи участки попали под снос из-за “стройки века”. На компенсацию могут рассчитывать не более 10% владельцев земельных участков, которые успели их приватизировать. Остальным в приватизации отказывали под разными бюрократическими предлогами.
“Как только нам сказали, что подъездная дорога будет проходить по нашей даче, нам запретили приватизировать и стали толкать от одной инстанции к другой, третьей, четвертой”, – рассказала Татьяна Панина, которая больше двух лет не может приватизировать свой участок.
В итоге “администрация” города предложила дачникам компромиссный вариант – вместо компенсации получить землю на неудобьях, где нет ни света, ни воды.
Социальные проблемы города
Среди всех социальных проблем самая острая для Керчи – медицина. Поэтому больше всего керчане жалуются на огромные очереди в поликлиниках, недостаток врачей и неработающее оборудование.
Врачи покидают больницы из-за низких зарплат, больные не могут получить квалифицированной помощи, а рапорты местных чиновников о введении в строй новой медтехники не соответствуют действительности.
Так, в городе невозможно сделать бесплатную компьютерную томографию – оба томографа, закупленные еще при Украине, вышли из строя. Отремонтировать их невозможно, поскольку фирма-производитель Siemens отказывается поставлять запчасти на временно оккупированную территорию из-за санкций. Поэтому компьютерную диагностику и МРТ (магнито-резонансную томограмму) можно сделать только в частных центрах за большие деньги. Да, что тут о КТ или МРТ говорить, на УЗИ очередь в керченской поликлинике расписана на полгода.
А “глава” городской администрации Владимир Подлипенцев, который занял свой пост только в августе 2016 года, предлагает решать медицинские проблемы города с помощью правосланого храма, который будет виден с Тамани. При нем городской “глава” надеется создать сообщество православных медиков, которые и будут на благотворительной основе то ли молитвами, то ли добрым словам лечить горожан.
В целом же ситуацию в городе лаконично описал керчанин, который так описал “прелести” нынешней Керчи – “минимум интересной высокооплачиваемой работы, не контролируемые цены на продовольствие, не профессионализм исполнительной власти, грязь и серость”.
Керчане в силу особой территориальной близости более других стремились в Россию. Однако их мечтам суждено было разбиться о суровую российскую реальность. И теперь, находясь вроде бы в “родной гавани”, жители самого восточного города Крыма все больше ощущают себя в тупике под названием “Россия”. И выхода из этого тупика они пока не видят.
Ольга Ефимова
для “Под прицелом”