В последних парламентских выборах жители аннексированного Россией Крыма не принимали участие, за исключением вынужденных переселенцев и тех крымчан, кто специально приезжал на материк, чтобы выполнить свой гражданский долг. Правда, народные депутаты Украины свой долг перед избирателями-крымчанами и не только выполнять не торопятся. Это касается и депутатов, чья жизненная и политическая биография тесным образом связана с Крымом, и тех, кто к полуострову имеет весьма отдаленное отношение, но использует крымский бренд для политического пиара.
Крымские депутаты и оккупированный полуостров
На парламентских выборах 2014 года в Верховную Раду прошли пять крымских политиков по партийным спискам, которые и должны были, в первую очередь, отстаивать интересы временно оккупированного полуострова и его жителей. Однако на деле вопросы Крыма народных депутатов-крымчан мало волнуют.
Среди 5 народных депутатов-крычан четверо представляют фракцию БПП – лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, бывший глава крымского правительства (в 1998-2001 и в 2002-2005 гг) Сергей Куницын, а также молодой политик из Севастополя Дмитрий Белоцерковец. Единственный депутат от “Народного фронта” – экс-министр экономики и финансов в крымском правительстве (1998-2000) Людмила Денисова.
За два года работы ВРУ восьмого созыва данными парламентариями было подготовлено более 300 законотворческих инициатив, среди которых крымской теме посвящено только 13 (4%). Среди предложенных инициатив крымских нардепов парламент поддержал только 5, четыре из которых касались парламентских обращений к международному сообществу по вопросам нарушения прав человека, репрессий против крымских татар и запрета Меджлиса.
К числу принятых относится внесенный Людмилой Денисовой законопроект об усилении защиты внутренне перемещенных лиц (№1496), направленный на решение вопросов трудоустройства и помощи безработным из числа вынужденных переселенцев.
Мустафа Демилев и Рефат Чубаров в разное время выступили с инициативой принятия законопроектов, запрещающих торговлю с временно оккупированной территорией АР Крым. Например, Мустафа Джемилев в июне 2015 года предложил законопроектом №2100а ввести уголовное наказание за провоз грузов в Крым: нарушителям грозил срок от 3 до 7 лет, а лицам, использующим служебное положение, до 12 лет лишения свободы с конфискацией груза. Более мягкий вариант запрета поставок товаров в Крым был предложен Рефатом Чубаровым (№3593) в начале декабря 2015 года. Законопроект предлагал полностью запретить грузоперевозки в Крым, разрешив ввозить на полуостров лишь ограниченный перечень продуктов питания. Вывозить из Крыма разрешалось только личные вещи. Несмотря на то, что это законопроект не был принят парламентом, его основные положения нашли свое отражение в Постановлении Кабинета Министров №1035, которое резко ограничило возможность выезда (а, по сути, эвакуации) крымчан с территории оккупированного полуострова со своим имуществом.
Мустафа Джемилев также предлагал ввести бесплатную правовую помощь для внутренне перемещенных лиц. Однако эта инициатива не нашла поддержки в Раде из-за дополнительной нагрузки на бюджет, как и предложения Сергея Куницына снизить налог на доходы внутренне перемещенных лиц, которые арендуют жилье.
Аналогичная ситуация складывается и с депутатскими запросами: за два года депутаты, чья политическая карьера тесным образом была связана с Крымом, подали всего 10 запросов – ни одного по теме Крыма или крымчан.
Группа “Крым” в борьбе за Крым
В декабре 2014 года в Верховной Раде Украины была сформирована межфракционная группа “Крым”, по замыслу создателей призванная отстаивать интересы крымчан. Рассказывая о задачах группы, инициатор ее создания Алексей Гончаренко назвал две главные цели: возвращение тематики Крыма в повестку дня украинской политики, а также решение проблем, с которыми сталкиваются жители полуострова и вынужденные переселенцы. “Реализовывать эти задачи мы хотим с помощью разных механизмов. Во-первых, это законодательная деятельность, во-вторых, это контроль над исполнительной властью, в частности, Кабинетом министров”, – подчеркнул он. Однако задекларированным целям так и не удалось воплотиться в реальности.
На начало 2016 года в состав группы входило 11 нардепов, среди которых только один крымский политик – Мустафа Джемилев. Служивший в Крыму на момент аннексии полковник Юлий Мамчур и проживавшая на полуострове до 2001 года Ирина Фриз к крымской политике имеют весьма условное отношение, что подтверждает отсутствие с их стороны заинтересованности в решении крымских проблем. Среди членов группы абсолютное большинство принадлежит нардепам фракции БПП и только один из самых активных лоббистов крымской тематики Георгий Логвинский представляет “Народный фронт”.
За два года работы группы ее члены всего один раз выступили более-менее консолидировано, предложив парламенту принять обращение к международным структурам относительно нарушения прав человека в АР Крым в феврале 2015 года. С данной инициативой тогда выступили сразу 5 нардепов группы (Алексей Гончаренко, Ирина Фриз, Мустафа Найем, Елена Матузко, Георгий Логвинский) и не входящий в объединение крымский политик Сергей Куницын.
В дальнейшем приверженность крымской проблематике нашла свое отражение только в работе главы подкомитета по международно-правовым вопросам и внутренне перемещенным лицам Георгия Логвинского: из предложенных им 48 законотворческих инициатив почти половина (20) в той или иной степени касаются Крыма. Среди них уже принятые изменения в закон о вынужденных переселенцах, которые сделали бессрочной справку внутренне перемещенного лица (ВПЛ) и инициатива о проведении в государственном масштабе Дня памяти жертв депортации крымскотатарского народа. Народный депутат также предложил ввести для вынужденных переселенцев компенсацию за утрату имущества на оккупированных территориях, но дальше принятия законопроекта за основу весной 2015 Рада пойти не смогла.
Одной из последних законодательных инициатив Логвинского стал законопроект “О временно оккупированной территории Украины” (№3593-д), подготовленной в соавторстве с Оксаной Сыроид, Семеном Семенченко, Егором Соболевым и другими. Данный документ в некоторых статьях повторяет инициативы, предложенные ранее Чубаровым, которыми существенно ограничивалось право на выезд для жителей оккупированных территорий. Помимо этого права граждан Украины, проживающих на данных территориях, ограничиваются в вопросах социального и пенсионного обеспечения, наложения штрафов и пени по кредитам и др.
Гораздо менее активным в крымском вопросе оказался инициатор создания межфракционного объединения “Крым”, активный борец с оккупацией в медиа-пространстве Украины Алексей Гончаренко. За два года работы в парламенте бывший глава Одесского облсовета выступил пару раз в Раде (на парламентских слушаниях по вопросу Стратегии реинтеграции Крыма), подал один депутатский запрос (о Госслужбе по делам Крыма) и представил пять законотворческих инициатив, среди которых две касались столь любимых нардепами обращений к мировому сообществу.
Среди инициированных парламентарием документов также принятый Радой закон о возвращении исторических названий крымским населенным пунктам. Правда, реализацию этого закона отложили до деоккупации полуострова.
Третье место по степени активности в рамках группы “Крым” занимает Мустафа Найем. В его багаже 3 законотворческие инициативы, в том числе два обращения к международным структурам и законопроект, который защищает права перемещенных из оккупированных территорий вузов, сохраняя за ними статус национальных и действие ранее полученных лицензий. Среди соавторов данного законопроекта значится еще один член межфракционного объединения – проректор Херсонского государственного университета Александр Спиваковский, для которого это первая и пока единственная инициатива, касающаяся Крыма.
Ирина Фриз, которая пришла в парламент из Администрации Президента, за два года работы в Раде может похвастаться двумя депутатскими запросами по крымское теме: относительно проведения оккупантами обысков на телеканале ATR и по поводу проверки фактов неудовлетворительных условий проживания украинских военных, передислоцированных на материк после аннексии с территории полуострова.
Остальные нардепы межфракционного объединения “Крым” – Сергей Хлань, Дмитрий Голубов и Елена Матузко – проблемами оккупированного полуострова и крымчан за два года так и не поинтересовались, как и ушедший весной 2016 года руководить Херсонской областью Андрей Гордеев.
Таким образом, общий итог работы депутатов межфракционного объединения “Крым”: 14 выступлений в Раде по крымской теме, 3 депутатских запроса и 25 законотворческих инициатив, большая часть их которых принадлежит перу Георгия Логвинского.
Законодательные инициативы, депутатские запросы и выступления в Раде по крымской проблематике
Но это не такой уж плохой результат, как может показаться на первый взгляд. Если сравнить работу нардепов данной группы с деятельностью депутатов-крымчан, то результат будет явно не в пользу крымских политиков. Например, киевский юрист Георгий Логвинский по числу предложенных им законодательных инициатив, касающихся Крыма и крымчан, опережает, Сергея Куницина и Людмилу Денисову – в 10 раз, Рефата Чубарова – в 5, а Мустафу Джемилева – в 4 раза.
В целом же, крымская проблематика довольно слабо и фрагментарно представлена в работе тех народных депутатов Украины, которые в силу своих связей с Крымом или же в результате осознанного выбора депутатской группы, должны были бы заниматься этой проблемой в первую очередь. А это говорит только об одном: в главном законодательном органе нет понимания того, что делать с Крымом и крымчанами ни в отдаленной перспективе, ни в ближайшем будущем. Поэтому максимум на что способны отдельные нардепы – продвигать законопроекты, которые могут хоть немного упростить жизнь вынужденных переселенцев на материке. В остальных случаях Крым для народных избранников – это лишь хороший повод для политического пиара и не более.
Елена Сергеева,
крымский политолог