Крымские дороги: без войны, как после бомбежки

Аналізуй, Політика, Суспільство
Алушта

Набережная Алушты

Каждой весной украинские автомобилисты с тоской взирают на состояние родных дорог, которые после перепадов температуры, снега, гололеда и прочих погодных неприятностей, не всегда доступны для комфортного проезда. Крымские дороги никогда не были исключением, но то, что стало с ними после прихода российских властей, повергло в шок самых отчаянных автовладельцев. При этом российские власти рапортуют о миллиардах, которые они уже вложили в бездонные ямы крымского бездорожья.

Крымские ямы или…окопы

Рытвины и колдобины на трассах полуострова напоминают уже даже не ямы, а скорее окопы. Так грустно шутят севастопольские водители: дескать, это и не ямы вовсе, а окопы,  которые по ночам роют «правосеки», чтобы захватить легендарный город-герой. Больше всего от бездорожья страдают  жители Керчи, ведь именно через их город проходит единственная ниточка, связывающая с «новой родиной», по которой многотонные фуры везут товары в обоих направлениях. Покрытие на такую нагрузку, естественно, не рассчитано, поэтому выбоины глубиной до полуметра на трассе Симферополь-Керчь уже никого не удивляют. В крымской столице ситуация ничем не лучше: если раньше сложности возникали с проездом по «старому городу», то теперь даже в центре ездить стало небезопасно.

«Такого ужасного состояния дорог, как в этом году, я не припомню, хотя за рулем уже сорок лет езжу», – говорит Андрей Петрович, и добавляет, что за весь год российской оккупации ремонтников на дорогах практически не видел.

«Отремонтировали только улицу, которая ведет к дому Аксенова», – дополняет житель столицы Дима. «По остальным улицам города проехать сложно – Пролетарская (одна из центральных улиц города – ред.) полностью разбита, невозможно проехать перекресток Красноармейская-Крылова, разбита Маяковского, Чехова, Ким… Да все даже перечислить сложно», – с тоской говорит симферополец.

Кто виноват?

Местные власти с упоением продолжают винить во всем Украину, которая 23 года «безжалостно» эксплуатировала местные дороги, не вкладывая ни копейки. Однако, слова словами, а факты – вещь упрямая.

Худо-бедно, но при украинской власти была проведена реконструкция трасс Харьков-Симферополь (535-548 км), Симферополь-Ялта (около 20 км), построена объездная дорога вокруг Инкермана и частично – вокруг Симферополя. И это не считая строительства и ремонта дорог местного значения.

IMG_20150404_131722

Дороги в крымской столице

Что касается финансирования, то российская «манна» совсем не выглядит небесной. В 2013 году по данным Укравтодора на крымские дороги было выделено 213 млн. грн. (по курсу на тот момент $26,6 млн.). Из них на капитальный ремонт – 1,6 млн. грн. ($205 тыс.), текущий ремонт и содержание – 197 млн. грн. ($24.6 млн.). В дополнение к этим средствам за счет кредитов было получено  еще 134,2 млн. грн  или $16.8 млн. В итоге на дороги полуострова было выделено $43,4 млн.

Россия в 2014 году запланировала на ремонт крымских дорог 3.8 млрд рублей (без учета Севастополя), из которых было освоено порядка 2.3 млрд рублей (примерно $51 млн), что на 16 млн. больше, чем ранее украинскими властями. Но, учитывая, что стоимость строительства 1 км дороги в РФ составляет в среднем около $10 млн, а в Украине – $5 млн, то на выделенные средства можно было построить 5 км дорог по российским ценам и почти 7 км в украинском варианте. При этом при украинской власти по дорогам еще можно было ездить, а при российской уже не получается.

Российские проекты и прожекты

 

На 2015 год на ремонт и содержание крымских дорог выделено 4,185 млрд. рублей (порядка $76 млн.). Из них 1,284 млрд. на капитальное строительство, 1,7 – на текущий ремонт и 997,9 млн. рублей на содержание. При этом капитальный ремонт предусмотрен в основном для дорог на ЮБК – в общей сложности примерно 620 млн. рублей или 50% всей суммы.

При этом на многострадальной Керченской трассе предусмотрен отнюдь не капитальный, а лишь текущий ямочный ремонт, на который выделено 82% всех средств по данной статье. Как за оставшиеся 18% будут ремонтировать все остальные крымские дороги остается загадкой. Видимо будут засыпать ямы тырсой – как это уже делают в Евпатории.

 

Городские дороги: вопрос денег, подрядчиков и качества

севастополь после ремонта

Дорого в Севастополе после ремонта

Ситуация с состоянием городских улиц в Крыму выглядит еще печальнее: по некоторым из них проехать уже практически невозможно. Севастопольские автолюбители даже митинг по этому поводу организовали и потребовали от властей навести порядок. Те согласились и приняли масштабную программу строительства и реконструкции автодорог на сумму в 26 млрд рублей на 2015-20 гг., в соответствии с которой за 5 лет местные «власти» намерены отремонтировать 57 км дорог … из 457 км. В самом же легендарном городе на 2015 год запланирован ремонт 30 улиц. Правда, последствия первых шагов севастопольских дорожников уже вызвало шок у местных жителей: щебень в ямах не продержался и двух (!!!) дней, плавно перекочевав к бордюру.  Если остальные крымские дороги будут ремонтировать по таким технологиям, по ним далеко не уедешь.

Керченские власти за неимением средств в городском бюджете отправили гонца с челобитной в Москву, где им пообещали выделить 250 млн. рублей (просили 400) из федеральной казны.

Власти крымской столицы ввиду близости к республиканскому бюджету до сих пор не могут определиться с суммами, сроками и улицами, подлежащими ремонту.

В частности, пока непонятно, сколько бюджетных средств выделено на ремонт дорожного полотна городских улиц: то 375, то 500 млн. рублей. А недавно крымский «премьер» Аксенов пообещал целый миллиард рублей на ремонт 200 симферопольских улиц. Правда, при всех этих баснословных суммах, запланированный капитальный ремонт улиц Леси Украинки и Генерала Васильева, почему-то заменили на ямочный. Не ясна ситуация и со сроками: то дороги столицы уже ремонтируют, то приступят завтра, то закончат все работы к июню, то к июлю, а то и до октября поработают.  И вся эта «путаница в показаниях» вдруг легко объяснилась одним лишь решением местных властей: ввиду срочности и важности ремонта столичных дорог Аксенов разрешил выбирать подрядчиков без проведения тендера. Симферопольский «мэр» в свою очередь пообещал привлечь к работе некрымские компании, которые, по его словам, хорошо себя зарекомендовали на просторах России. Так что скоро на улицах крымской столицы появятся московские, краснодарские или иные фирмы, которых будут отбирать по личным предпочтениям крымских властей и сумме «отката», которую они будут готовы предложить.

Российская власть щедро раздавала обещания, но выполнять их пока не спешит – да оно и понятно, ведь «обещанного три года ждут». Но в случае с Крымом, видимо, придётся ждать еще дольше. А ездить по крымскому бездорожью с каждым днем становится все опаснее.

Схожі новини:

Коментарі