Тут недавно украинского президента обвинили в слепоте по отношению к реальным проблемам Крыма. По мнению автора, несколько шагов, озвученные Порошенко в интервью для Первого национального как неотложные задачи для возвращения Крыма, скорее результат курсов ораторского мастерства, а не серьезной аналитики.
Итак, по пунктам. Права человека.
Президент назвал этот пункт “первым приоритетом”, поставленным перед правительством, МИДом и спецслужбами. Вероятность его реализации в условиях сегодняшней российской агрессии закономерно стремится к нулю. МИДы Украины и России привычно обмениваются нотами, Порошенко пишет Путину письма с просьбами освободить Савченко. И хочется закономерно обвинить украинскую власть в бездействии по отношению к арестованными ФСБшниками по обвинению в терроризме Сенцову, Кольченко и другим крымским узникам, да вот только украинская власть в этом вопросе не менее беспомощна, чем Европа и Штаты.
Надежде Савченко дали все возможные статусы, ее освобождения просят/требуют/даже вымаливают у Путина все, кто только можно. Где воз? Правильно, в… России.
Крым – зона тотального беззакония. И не только потому, что там не действуют нормы украинского и международного права. Как ни крути, в Украине людей в законодательный орган власти выбирали, а значит, делегировали им право эти законы писать. В Крыму “власть” (и крымская, и российская) выбрала себя сама – депутатами под дулами автоматов, псевдореферендумом, псевдовыборами. И любой российский закон в Крыму мало того, что не признается больше никем в мире, так еще и может изменяться в процессе любого суда, “подстраиваясь” под потребности обвинения.
Поэтому о ситуации с правами человека в Крыму можно говорить много, долго и… бессмысленно. Адвокаты в Крыму могут защищать пострадавших в суде. Правозащитники в Крыму и на материке – фиксировать факты правонарушений и методично собирать картотеку. Отчитываться о них на заседаниях международных организаций. Подшивать в папочку. И ждать того светлого часа, когда они очень пригодятся суду.
Договариваться о Крыме можно только с тем, кто заказал его аннексию. А этот товарищ свою недоговороспособность давно доказал.
Юридическая защита собственности
Про действие законов в Крыму смотри выше. Единственное, как можно трактовать слова президента – это не “не отдадим” (ибо бессмысленно), а “отберем назад потом”. И так действительно будет, если будет что отбирать.
Второй вопрос – это важное замечание о том, что Минюст, правительство и иностранные юристы наконец-то начнут разрабатывать механизмы (вероятнее всего, готовить документы для подачи исков в международные суды на компенсацию за “отжатое” в Крыму имущество).
Забрать из Крыма украинское вооружение
Вот тут соглашусь – утопия. либо не отдадут (наиболее вероятно), либо отдадут в том виде, когда “восстановлению не подлежит”.
Укрепить границу с Крымом
Здесь промолчу, как рыба об лед, во-первых, потому что согласна, во-вторых, потому что очень не хочется своими руками записаться в когорту диванных военных экспертов.
Ну а теперь… бинго! Шестой и главный пункт, который мой оппонент как-то опустил… (как, впрочем, и несколько предыдущих).
Продемонстрировать, что жить в Украине лучше
Популярная и заезженная до зубной боли мысль, не лишенная здравого смысла. Не знаю, насколько закрытыми глазами украинские власти смотрят на Крым, но в этой ситуации они, как минимум, прищурились. И таки разглядели главный мотив тех крымчан, которые а) рьяно поддерживали (мало); б) напевали себе под нос “а мне все пофиг” (большинство).
В Крыму сейчас все меньше тех, кому пофиг (рьяных не считаем, там глухо). Кого не волнует свобода слова – волнует пустой карман. Кого не волнует пустой карман – волнует качество/ассортимент товаров. Кого не волнует качество/ассортимент, волнуют поездки за границу. И так далее. Каждый в Крыму надет что-то свое, что в его жизни ухудшилось с приходом России.
И если сначала крымчане ездили на материк только в Макдональдс, то сейчас уже – за продуктами. А позже поедут за… Европой. Очень далекой от нашего понимания, примерно такой же, какой была Прибалтика для среднестатистического советского человека.
Вопрос за малым – власть должна сделать все, чтобы так и было. Хотя бы так. Смогут лучше – успехов им. И нам – каждому на своем фронте. К сожалению, у нас их сейчас – на все стороны света.
Фокси Крымская, специально для “Под прицелом”