О движении антимайдан в Крыму, изменении в настроениях крымчан за прошедший год, а также политике Украины в отношении полуострова в беседе с телеведущим Александром Янковским в эфире Голосу Криму говорит координатор гражданской инициативы «Крым-SOS» Тамила Ташева.
В Крыму год назад организовывали движение антимайдан. Эти люди требовали, чтобы не было иностранного вмешательства во внутренние дела Украины. На сегодня Крым оккупирован другим государством, на части Луганской и Донецкой областей российской армией ведутся боевые действия. Тамила, как разговаривать с таким людьми?
С ними невозможно разговаривать. В Крыму на сегодня происходит тотальный беспредел. Говорить о какой-то логике, праве не приходится. Что касается россиян, то нам также будет крайне сложно им что-либо доказать. Этим должны заниматься сами россияне, их лидеры, культурные деятели и так далее.
Как вы считаете, изменились ли настроения крымчан за этот год?
Да, настроение сильно меняется. Раньше мы видели ярых патриотов России, которые были готовы терпеть все неудобства и экономические лишения. Сегодня есть несколько мнений. Одни кардинально меняют свою точку зрения, задумываясь о том, что надо было оставаться с Украиной. Некоторые крымчане говорят о том, что Украина их не простит, поэтому назад дороги нет. Те люди, которые ранее были активными патриотами, сейчас стали более сдержанными в своих эмоциях. Многие просто боятся говорить. Кроме того, в этом вопросе вспомним, как украинская власть относится сегодня к крымчанам. Она называет их нерезидентами, вводит государственную границу между полуостровом и материковой Украиной, а также вводит разнообразные санкции против населения Крыма. Соответственно, крымчане начинают относиться к Украине не так позитивно, как это было раньше.
Должно ли сохраняться свободное хождение украинских товаров на территорию Крыма?
Я против системы блокировки. Я негативно отношусь к решению украинской власти об отмене транспортного сообщения с Крымом. Если и делать подобную блокировку, то надо было делать это раньше, а не прямо перед Новым годом. Что касается продуктов, то я не считаю, что все нужно блокировать. Это должна быть балансированная политика. Мы сейчас кидаемся из крайности в крайность. Жители Крыма должны понимать, что украинское правительство воспринимает их, как своих граждан. Необходимо показывать максимальную лояльность.
Количество вынужденных переселенцев в Украине уже превышает миллион. Есть ли какая-то статистика о том, как крымчане обжились на новом месте? Все ли нашли работу?
Если говорить о количестве обращений от крымчан в нашу организацию, то они намного уменьшились. Была активизация в октябре-ноябре прошлого года, когда начались активные репрессии против крымских татар и других гражданских активистов. Активно выезжали люди и перед новым годом. В своем большинстве, переезжал бизнес. Сейчас мы активной волны не видим. Но надо понимать, что не все крымчане сразу регистрируются. На сегодня из Крыма выезжают люди очень осознанно. В основном, это средний класс, обеспеченные и самостоятельные люди. Большинство из тех людей, которые переехали, смогли устроиться на работу. Это абсолютно социализированные люди, которые либо начали вести свой бизнес, либо трудоустроились. В принципе, они адаптировались в новом обществе. Переселенцы с востока не так сильно адаптировались.