Об отключении телефонной связи «Укртелеком», проблемах оккупационной власти с финансированием полуострова, а также установлении пограничного контроля в прилегающих к Крыму областях и на востоке страны в беседе с телеведущим Александром Янковским в эфире Голосу Криму говорит эксперт фонда «Майдан закордонних справ» Юрий Смелянский.
На территории Крыма были отключены телефонная связь и интернет, принадлежавшие «Укртелекому». Юрий, что вы думаете об этом?
Это очередной раз доказывает, что с самопровозглашенной местной властью в Крыму и с российской властью бессмысленно вести какой-либо диалог. Один из незыблемых признаков любого устоявшегося демократического общества – право собственности. Захват «Укртелекома» готовился давно. Мы ни один раз слышали от оккупационных властей, что работа «Укртелекома» не соответствует их ожиданиям. Фактически на продолжении нескольких месяцев граждан Украины, проживающих на территории Крыма, готовили к тому, что будут произведены определенные действия. Целью этого было не только отжим собственности, но и лишение возможности коммуникации с материковой Украиной. На сегодня возможность доступного сообщения с Крымом фактически прекращена.
В Ялте был захвачен главный офис предприятия «Массандра». Как вы это прокомментируете?
К власти в Крыму пришли люди, которые в 90-е годы прославили себя не с лучшей стороны. У них своеобразное мышление и понимание того, как надо действовать. Они привыкли в те времена отбирать у людей собственность, деньги и так далее. Теперь они получили возможность работать в несколько других масштабах, однако их мышление не изменилось. По большому счету, страна-агрессор уже не однократно заявляла о том, что не имеет возможности финансировать Крым в том объеме, в котором он был профинансирован за ушедший год. То есть Крым все больше и больше подталкивается к необходимости самофинансирования. Только откуда же ресурсы брать? Экономика практически умерла, рабочих мест становится все меньше, налоговые поступления сокращаются. Основа, на которой пытаются поддерживать свою власть оккупанты, это бюджетники. Их заработные платы разительно отличаются от зарплат тех, кто просто продает свой труд. Но уже мы имеем случаи, когда бюджетники перестали получать зарплаты или же получают, но не в полном объеме. Оккупационная власть ищет ресурсы. Они думают, что если они создадут огромный национализированный концерн, в котором будет большое количество предприятий, то у них появятся деньги. Но у них не появится то количество денег, которое необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности.
Прилегающие районы Херсонской области теперь объявлены зоной пограничного контроля. Является ли это осуществлением вашей стратегии возвращения Крыма?
Нет. Если мы продолжаем признавать Крым территорией Украины, которая временно оккупирована страной-агрессором, то между полуостровом и материковой частью Украины не должно быть государственной границы. Там должна быть линия фронта, если мы готовимся освобождать Крым. Если мы проводим границу, то возникает вопрос, неужели мы собираемся отказываться от этой территории? Решение, принятое Кабинетом министров, является неверным. Говорят, что это решение трактуется как необходимость усиления безопасности государства. Давайте вспомним, а на ком лежат функции обеспечения государственной безопасности? Это СБУ, Министерство внутренних дел, Вооруженные силы Украины. Причем здесь пограничники? На уровне принятия определенных решений мы начинаем подменять понятия, прикрываясь вполне благой целью – обеспечить безопасность государства. Пограничный контроль объявлен также на востоке Украины. Мы тоже отказываемся от этих территорий? Мы до сих пор даже оккупированными их не признали. Откуда тогда там граница? Вместо того, чтобы действительно усилить контроль силами тех служб, в функцию которых входит обеспечение безопасности, мы привлекаем службы, у которых совершенно другая функциональная обязанность – охранять границы государства.